Найти тему
Психология жизни

Какие ошибки вы делаете, когда судите себя и других?

Оглавление

Каждый из нас естественно и автоматически оценивает свое и чужое поведение и анализирует его причины. Конечно, мы предполагаем, что наши объяснения верны или, по крайней мере, что существует высокая вероятность того, что это произойдет. Поэтому стоит узнать о пяти основных ошибках, чтобы в следующий раз уберечь себя от поспешных выводов о причинах, повлекших за собой те или иные последствия.

Основная ошибка определения

Это выражается в переоценке роли внутренних факторов и слишком малом значении ситуационных факторов при оценке чьих-либо действий. Одним из потенциальных механизмов, ответственных за этот процесс, является предвзятость внимания. Поскольку мы склонны оценивать те объекты, на которых сосредоточено наше внимание, как причины событий, мы придаем большее значение характеристикам актера, который находится в нашем перцептивном поле как главный объект, чем неясным ситуационным характеристикам. Основная ошибка атрибуции также может быть объяснена нашей тенденцией не принимать во внимание данные, указывающие на распространенность того или иного поведения, например, если мы наблюдаем девочку-подростка, которая очень выразительно возбуждается от каждого встречного мальчика, мы можем сделать вывод, что она влюблена. Если, с другой стороны, мы наблюдаем, что все ее друзья ведут себя одинаково, возможно, такое поведение вызвано давлением со стороны ее референтной группы.

Разница в восприятии между действующим и наблюдателем

Это выражается в тенденции приписывать причины нашего поведения внешним, или ситуативным, факторам, в то время как поведение других людей чаще воспринимается как внутренне мотивированное. Например, если мы видим, как родитель кричит на своего ребенка в общественном месте, мы думаем: "Он такой агрессивный. С другой стороны, когда мы окажемся в такой же ситуации, нашей первой мыслью, скорее всего, будет: "Но этот ребенок вывел меня из равновесия". Были определены три механизма, ответственные за эту асимметрию между актером и наблюдателем. Первый из них, называемый направлением внимания, означает, что когда мы наблюдаем за чьим-то поведением, мы фокусируем свое внимание на характере действующего лица, что приводит к восприятию его роли в выборе определенного действия. Напротив, актор, который в данный момент находится в процессе выполнения действия, должен сосредоточить свое внимание на окружающей обстановке, если он хочет выполнить свои цели, что вызывает создание внешних атрибуций. Доказательства этого механизма можно найти в изменении атрибуции, когда люди наблюдают себя на пленке (они начинают формировать внутреннюю атрибуцию) и когда создается ситуация, в которой наблюдатели перенаправляют свое внимание на ситуацию (они начинают формировать внешнюю атрибуцию). Второй фактор связан с разницей в знаниях между наблюдателем и действующим лицом. У последнего чаще была возможность наблюдать, как меняется его поведение под влиянием ситуационных факторов (например, в каких ситуациях он теряет контроль). Однако было замечено, что чем лучше мы знаем человека, тем охотнее мы приписываем его действиям внешние атрибуции (т.е. относимся к нему так же, как к себе). Третий механизм - это использование разных языков для описания поведения других и нашего собственного. А именно, когда мы говорим о своих действиях, мы используем конкретные глаголы (например, "я кричал"). С другой стороны, при описании поведения других людей мы используем более абстрактные слова, которые одновременно обозначают характеристику и действие (например, "Он был агрессивен"). Интересно отметить, что эта характеристика исчезает у людей, описывающих поведение партнера, с которым они чувствуют связь.

Атрибутивный эгоизм

Это выражается в стремлении объяснять произошедшие события выгодным для них образом. За это отвечают два механизма. Первое, что является мотивом самооценки, побуждает нас отдавать должное нашим успехам и перекладывать ответственность за неудачи на внешние факторы. Однако в первом случае он работает намного сильнее, потому что второй модулирует механизм несоблюдения-соответствия ожидаемому результату. В случае неблагоприятного поворота событий это означает, что нам легче назначить себе роль в негативном повороте событий, если это то, чего мы ожидали (например, мы знаем, что мы учились слишком мало для экзамена).

Атрибутивный эгоцентризм

Это включает в себя чрезмерную долю результата, на который повлияло большее количество людей. Основным механизмом, обнаруженным здесь, является более легкий доступ к памяти к вещам, которые мы сделали сами, например, нам лучше запомнить стирку, которую мы стирали две недели назад, потому что нас не было там, чтобы постирать белье нашего супруга неделю назад. Более того, мы склонны считать, что наше поведение и внешний вид (как положительные, так и отрицательные) больше замечаются и запоминаются другими людьми, чем они есть на самом деле.

Эффект ложной универсальности

Он основан на предположении, что гораздо большее количество людей, чем на самом деле, имеют аналогичные предпочтения, взгляды или ведут себя в определенных ситуациях так же, как мы.