Найти тему
Милитари Клан

Saab JAS 39 "Gripen". Шведский истребитель четвертого поколения. Вооружение и модификации

Оглавление

Швеция всегда старалась иметь на вооружении собственные разработки. Такое положение вещей касается и истребительной авиации. К началу 80-х годов пришло время задуматься о замене устаревших истребителей в рядах ВВС Швеции.

JAS 39 Gripen
JAS 39 Gripen

В 1980 году деньги на проект были выделены и работа по созданию истребителя четвертого поколения пошла полным ходом.

Главным требованием к новой машине стала её многофункциональность. Самолет должен одинаково хорошо справляться как с разведывательной деятельностью, перехватом нарушителей границ, так и с ударными боевыми задачами.

Кроме того, Швеция не богата равнинной местностью, поэтому еще одним важным требованием ВВС была возможность "короткого разбега" самолета.

JAS 39 Gripen
JAS 39 Gripen

Разработками занимались сразу несколько компаний. Над самим планером работала компания Saab, комплексом электроники и управления занимались в компании Ericsson, а специалисты Volvo трудились над двигателем.

Первый опытный образец взлетел в 1988 году, а уже в 1992 году началось серийное производство легкого многоцелевого истребителя, получившего название Saab JAS 39 Gripen (Грифон).

Конструкция

Грифон построен по аэродинамической схеме "утка", как французский "Rafale" или китайский "Chengdu J-20", которые мы недавно рассматривали. Предусмотрены варианты с одним и двумя пилотами.

В хвосте с одним килем нет хвостового горизонтального оперения. Оно находится перед среднерасположенным треугольным крылом. Шасси 3-стоечное.

JAS 39 Gripen
JAS 39 Gripen
  • Длина: 14,1 м.
  • Размах крыла: 8,4 м.

Конструкция JAS 39 предусматривает один двигатель. В первых модификациях это был турбореактивный двигатель RM-12, производства компании Volvo.

  • Минимальная дистанция разбега для взлета: 800 м.

Одним из удобных решений, обеспечивающих хороший задел для будущих модернизаций, является единая операционная система, в которой завязаны все основные системы управления. Так, при необходимости коррекции имеющихся или внесения новых решений, достаточно просто обновить ПО. При необходимости глубокой модернизации элементы подлежат замене.

Вооружение и технологии

Грифон оборудован 27-мм. авиационной пушкой "Маузер", боезапас – 120 выстрелов. Для ракетно-бомбового вооружения JAS 39 оборудован 8 узлами подвески.

  • Максимальная боевая нагрузка первых версий: 4200 кг.

На узлах подвески доступно размещение:

  • до 6 ракет класса "воздух-воздух" малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения
  • до 4 управляемых ракет класса "воздух-воздух" средней дальности
  • до 4 ракет класса "воздух-поверхность" с лазерной головкой самонаведения
  • до 2 ракет класса "воздух-поверхность" большой дальности
  • до 2 противокорабельных ракет, разработки Saab
  • свободнопадающие, управляемые и кассетные авиабомбы
JAS 39 Gripen
JAS 39 Gripen

JAS 39 способен обмениваться информацией с другими союзными участниками на поле боя. Начиная от наземных единиц, заканчивая разведывательными самолетами дальнего действия.

За свою историю Gripen подвергался двум серьезным модификациям и перешел из категории самолетов четвертого поколения в поколение 4++:

  • первая модификация принесла в машину новые системы управления и нашлемную систему целеуказания
  • в последней модификации установлен двигатель General Electric F414, который обеспечил истребителю возможность крейсерского полета на сверхзвуке и повысил максимальную боевую нагрузку до 6000 кг. Кроме того, установлена новая РЛС с активной фазированной решеткой, а количество узлов подвески вооружения увеличилось до 10.

Помимо Швеции, истребитель поставлялся в Венгрию, Чехию, ЮАР и Тайланд.

Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!

До встречи на канале Military Clan!