В подмосковном Жуковском открылась крупнейшая в мире в этом году авиакосмическая выставка — «МАКС 2021». На международном салоне каждые два года представляются образцы новейшей русской авиационной техники, а также зарубежные инновационные проекты.
Нынешнее мероприятие, традиционно являющимся крупнейшим среди аналогов в Восточной и Центральной Европе в сферах военного, гражданского и специального авиастроения, станет пятнадцатым с момента проведения первого «МАКСа» в 1993 году. Рекордным по количеству представленных экспонатов (740) стал 2009 год, в 2001 год МАКС посетило наибольшее количество зрителей — 660 тысяч, салон 2011 года принёс рекордную сумму заключённых контрактов — более 10 миллиардов долларов.
«МАКС 2021» пройдёт с 20 по 25 июля, в нём принимают участие сотни компаний из 56 стран. В Жуковском, помимо прочего, представлены: истребитель «пятого поколения» Су-57Э, впервые участвующий в авиашоу в качестве серийного истребителя; многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++ Су-35; двухместный многоцелевой истребитель поколения 4+ Су-30; многофункциональный лёгкий истребитель поколения 4++ МиГ-35; палубный истребитель Су-47 «Беркут»; учебный самолёт Як-152.
Отечественные двигатели для нового русского гражданского лайнера
Новинкой стал среднемагистральный лайнер МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 и турбовинтовой Ил-114-300. Особенно важным является то, что МС-21 выполнил демонстрационные полеты именно с нашими двигателями — они являются ключевыми для прогресса российской гражданской авиации, учитывая, что наша боевая авиационная индустрия находится в значительно лучшем состоянии, чем гражданская. Последняя всё меньше может рассчитывать на советское наследие, с другой стороны, ей всё больше приходится считаться с последствиями развала авиапромышленности СССР и эффектом от западных санкций. Это в принципе касается всех проектов, но МС-21 в особенности — он имеет не только коммерческое, но и политическое значение — должен убедить скептиков в том, что русская гражданская авиация способна создавать отечественные суперпроекты, не останавливаясь на линейке Ил-96.
Отечественный двигатель ПД-14, универсальный генератор, очень важен, потому что сегодня стран, которые могут производить двигатели, меньше, чем тех, что могут создавать самолеты. Санкции со стороны США помогли сделать выбор в пользу ПД-14, а не американского PW1431G (Pratt & Whitney), с которыми МС-21 летал на прошлом салоне. Конструкторами самолёта являются компания «Иркут» совместно с ОКБ «Яковлева», общее руководство созданием воздушного судна осуществляется в рамках Объединённой авиастроительной корпорации.
На авиавыставке впервые был представлен самолет LMS-901 «Байкал», преемник легендарного «кукурузника» Ан-2. Самолет развивает скорость 300 километров в час, а максимальная дальность полета — 3000 километров. По сравнению со своим предшественником «Байкал» намного меньше, имеет более высокие скорости и возможность более длительного полета без дозаправки. Самолет будет способен доставлять нагрузку в две тонны на расстояние не менее 1500 км. При этом он не уступает по надежности и эффективности Ан-2 — и вскоре должен полностью заменить его. В свою очередь, ещё одна новинка — ближнемагистральный турбовинтовой ИЛ-114-300 — должен заменить Ан-24.
Главная звезда салона
Главной звездой и новинкой «МАКСа» стал проект «Checkmate» (Шах и мат) - первый российский лёгкий многоцелевой тактический истребитель пятого поколения, выпускаемый компанией «Сухой» («Ростех»). Новый самолет, способный развивать скорость до двух Махов (2450 км/ч), будет выпускаться в двухместном и беспилотном вариантах. Используя шахматную терминологию, специалисты сравнивают этот самолет с лёгкой конницей, поскольку он действительно имеет небольшой вес (максимальная боевая нагрузка Checkmate — 7400 килограммов) и удобен в маневрировании, способен делать неожиданные ходы и таким образом определять ход игры. Вероятно, истребитель будет однодвигателевым, что станет абсолютной инновацией для российского самолётостроения, но не исключено, что будет и второй двигатель, по центру, для обеспечения вертикального взлёта.
Статистические испытания истребителей «Checkmate» закончатся примерно через год, в 2023 году начнутся лётные. Первые поставки начнутся через пять с половиной лет, экспортный же вариант должен быть востребован в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Если Россия успешно реализует заявленные планы, то на рынке истребителей «пятого поколения» появится серьёзнейший игрок, способный потеснить конкурентов. Экономическими преимуществами этого боевого самолета является дешевизна и низкие затраты на обслуживание — при выполнении максимально возможного числа боевых задач. Заявленная цена составляет 25-30 миллионов долларов, что значительно дешевле истребителя четвертого поколения F-16 и китайских аналогов - лёгких истребителей.
Боевыми преимуществами самолёта являются: трудность обнаружения благодаря характеристикам низкозаметности, которые обеспечивает технология и угловатая геометрия «stealth», УВТ (управление вектором тяги), современный бортовой комплекс радиоэлектронного подавления и защиты, позволяющий самолету уходить от средств обнаружения и поражения, а также радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). «Checkmate» должен будет пролетать 1500 километров с полной боевой нагрузкой. Самолёт предназначен для быстрого вертикального взлёта, что делает возможным его применение в палубной авиации. Истребитель может использоваться против любых наземных, воздушных и морских целей. Разумеется, управление самолётом будет пронизано искусственным интеллектом.
На вооружении нового истребителя «пятого поколения» (отсеки для оружия будут внутри фюзеляжа): ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» Р-74М, управляемые ракеты «воздух— земля» Х-38, противорадиолокационные ракеты Х-58УШКЭ, управляемые ракеты Гром-Э1, корректируемые авиационные бомбы с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-8 и пушечное вооружение.
Вопросы обслуживания, поставок запчастей, обучения персонала должна решать для «Checkmate» информационно-логистическая система «Матрешка».
Новинки среди вертолётов
Вертолётный парк представили: ударный Ка-52 «Аллигатор»; пожарный Ка-32; впервые продемонстрированный в новейшей модификации лёгкий вертолёт Ка-226Т; люксовый вертолет «Ансат Аурус». Именно на Ка-26 и «Ансатах» (в переводе с татарского «Ансат» значит «простой») обучаются водить винтокрылые машины курсанты Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков.
Кроме того, Холдинг «Вертолеты России» впервые представил на Международном авиационно-космическом салоне свой новый проект БАС-200. Беспилотный вертолётный летательный аппарат БАС-200 может применяться для выполнения широкого спектра авиационных работ: мониторинга местности, доставки грузов, выполнения поисково-спасательных и сельскохозяйственных работ.
Та же компания продемонстрировала развитие беспилотного вертолётов двух проектов: ВРТ-300, представленного на авиасалоне 2017 года, и лёгкого соосного вертолёта ВРТ-500, который зрители впервые увидели на предудущем салоне. Оба проекта благодаря своим характеристикам будут играть важнейшую роль в том числе и в Арктике — регионе, за который сейчас разворачивается битва ведущих стран мира. Модель ВРТ-300 станет и вертолётным беспилотником для «Почты России». «Вертолеты России» сейчас, пожалуй, самая успешная компания в области гражданской авиации, но важно и то, что она сочетает мирные проекты с военными, успешно реализует свою продукцию за рубеж, постоянно создаёт новые программы и развивает их.
Также на выставке был представлен «Сокол-М» - прототип нового скафандра для космонавтов, в котором они должны полететь на Луну на межпланетном корабле «Орёл».
Читайте также: США поняли, что отстают от российской РЭБ и решили срочно наверстать упущенное
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!