Люблю Средневековье! Нет, жить в ту дивную пору мне, конечно, нафиг не надо, но изучать со стороны очень занятно. Средние века интересны кроме всего прочего, еще и тем, что оказали влияние на всю последующую западную цивилизацию.
И хотя сейчас многое кануло в Лету, но ряд средневековых идей и реалий продолжает сохранять инерцию даже сегодня. Что уж говорить о Ренессансе или Новом времени!
Вообще, чтобы дерево принесло плоды, нужно время. Это правило действует и в мире идей, и многое из того, что начало прорастать в одну эпоху, принесло урожай уже в другую.
Так пик религиозного террора приходится вовсе не на Средние Века, а на Возрождение. Да и до уровня жестокости того же Ренессанса и Нового времени Средневековью будет далековато. Но именно оно заложило и то и другое.
Средние века сформулировали и особую философию наказаний, в которых тело и душа были тесно связаны. В первую очередь важно было то, что любой проступок, будучи грехом, считался плотским, ибо был проявлением недостаточно умерщвлённой плоти.
Поэтому наказания были телесными гораздо чаще, чем это требовалось. Также различные грехи могли привязываться к той части тела, которая образовывала с ними связь. Отсюда крайняя изобретательность в этом нелёгком деле.
В частности, наказуемым считалось распространение сплетен. Правда, наказывали за это дело исключительно представительниц низшего сословия, поскольку знать этим грехом, судя по всему, «не страдала». Мужчин тоже не наказывали, ибо грех считался женским. Почему? – А потому что!
Наказывали за сплетни специальной железной маской, которую должна была носить осужденная. В ней было нечто наподобие уздечки, которая мешала говорить, прижимая язык.
Случалось, что на ней даже делали шипы. Порой приделывался еще и колокольчик, который своим звоном должен был привлекать внимание прохожих.
После того как инструмент надевался на женщину, муж должен был водить ее по улицам, чтобы сраму было побольше, а прохожие могли отвести душу, плюнув в сплетницу.
Это считалось необходимым, поскольку вне страданий никакого искупления быть не может. Аналогичное наказание предусматривалось и за клевету.
Проблема заключалась в том, что даже пределы клеветы весьма размыты, а где начинается и где заканчивается сплетня, неясно до сих пор.
Обычно поводом для наказания были непочтительные высказывания о муже. Насколько они были обоснованы – значения не имело, ибо, как говорит Писание, муж над женщиной – как Христос над церковью, «и не тебе, неразумная, его имя трепать».
Когда эта форма наказаний была применена впервые достоверно неизвестно, но первое упоминание о ней датируется серединой XVI века. Тогда некая шотландская женщина сказала, что ее соседка нечестно измерила границы участков.
Последние упоминания о таких масках связаны с достаточно закрытыми протестантскими общинами Нового Света второй половины XIX века.
Правда, некоторые исследователи, говорят, что практика подобных наказаний не исчезла, а лишь стала менее распространенной, несколько трансформировалась и тщательно прячется от глаз посторонних. По моему мнению, эта точка зрения не лишена оснований.