Вот что могло пойти не так, если весь так называемый ремонт ограничивается засыпанием ям одним песком? Я уже давно собирал материал о плохом качестве дорог и странных действиях местных властей по месту моего жительства, но до последнего удерживался от публикации статьи. Была надежда, что что-то измениться к лучшему и ремонт проведут так, как надо... Увы, ждать уже бесполезно, все сроки провалены, а то, что «отремонтировали» за сто с лишним миллионов, смыло дождём.
Теперь конкретика и предыстория. В моём Ромненском районе дорожная сеть развита слабо, а от райцентра до федеральной трассы дорога, фактически, одна. Её значение значительно возросло после начала оптимизации в медицине — многие отделения сократили, поэтому больных с инфарктом и инсультом нужно везти до ближайшего города. Это около 150-200 километров, из которых 30 (до трассы) приходится на гравийную дорогу. От её состояния напрямую зависит жизни и здоровье людей — чем хуже дорога, тем медленнее будет ехать «Скорая», да и лишняя тряска больному явно идёт не на пользу.
До недавнего времени дорога поддерживалась в приемлемо-терпимом состоянии, но пять лет назад обанкротилось (само ли?) местное государственное дорожное управление и был заключён договор с частной не местной компанией, штаб-квартира которой (вместе с техникой) находится в 150 километрах от нас. У некоторых людей была надежда, что «частник придёт — порядок наведёт» и всё станет лучше. Увы, стало только хуже.
Во-первых, скорость реагирования на различные поломки дороги просто никакая — 150 километров это не шутки, и частник не будет ради одной выбоины гонять многотонную технику и жечь топливо. Во-вторых, если во времена госконторы периодически пускали грейдер и дорогу пытались хоть как-то ровнять и ремонтировать, то с приходом частника весь ремонт ограничивался редким подсыпанием ям песочком с местного карьера. Всё это держалось до первого дождя. Песок вымыло — насыпают новый. Получается жуткая и липкая мешанина из грязи, песка и глины.
Сохранившиеся с советских времён редкие участки асфальта засыпали песком или кучей камней с кулак величиной, а сам асфальт намеренно сдирали бульдозером.
Также на дорогах начали появляться дыры и проломы, которые местные жители уже по привычке помечают воткнутыми в них ветками и палками. Эти дырки могут существовать неделями и месяцами без какого-либо ремонта.
Если асфальтированная дорога хотя бы ещё как-то держала свою форму, то гравийные превратились в сплошное расползшееся месиво. Начали возникать ситуации, когда дорожное сообщение с какой-либо деревней полностью прекращалось из-за размытия дороги или моста. Чинили это всё, разумеется, только песком.
Причиной ухудшения дорог является не только странный подход к ремонту, свою лепту внесли и лесовозы, вывозящие лес в Китай. Особенно стало плохо в последний год-два, когда Путин объявил о скором запрете вывоза кругляка за рубеж и местные лесорубы с утроенной жадностью начали гнать свои до краёв гружённые многотонные машины в Поднебесную. Именно они в первую очередь разбивают дорогу, явно не рассчитанную на такую нагрузку.
Проблема дорог стала одной из главных для местных жителей, и особую тревогу вызывало состояние одного отрезка у райцентра, так называемые «тополя». Именно по нему «Скорая помощь» возит людей с инфарктом и инсультом в город. Как вы думаете, много ли критически больных удалось довезти по такой дороге живыми?
Стоит ли говорить, что до города довозят далеко не всех? Обращаю внимание на то, что для «дороги» это привычное её состояние за последние год-два. До этого она была относительно ровной и без особых провалов, ям или борозд. Да, не немецкий автобан, но проехать было можно. Сейчас же после дождей дорога практически непроходима.
Особенно ухудшилась ситуация дождливым летом 2020 года. Отсутствие каких-либо мер со стороны местных властей и дорожной компании всех начало банально раздражать, и когда на 1 сентября глава района пришёл поздравлять учителей, милого разговора не получилось. Учителя чётко дали понять, что народ раздражён и ждёт конкретных действий. На прямой и твёрдый вопрос: «Когда?» глава ответил так:
- На данный момент в бюджете денег нет, поэтому в этом году никто дорогу чинить не будет. Вообще.
- Скоро из областного бюджета будет выделено 160 (120?180?) миллионов рублей и в апреле 2021 года начнётся Большой Ремонт.
- К лету всё будет готово.
Всех очень удивила огромная цена за ремонт. Это вызвало разговоры, суть которых можно описать карикатурой ниже:
Также было непонятно — если состояние дороги уже критическое, то почему бы властям сейчас не проявить инициативу и предпринять хоть что-то? Много было вопросов, на которые глава не давал конкретных ответов...
И вот, наступил апрель, а ремонта нет. Май — ремонта тоже нет. А как же обещания главы? Только во второй половине мая дороги начали подсыпать злополучным песком. Была надежда, что это создаётся «подушка» для гравия или асфальта, но это была ошибка. Ремонт за сотню миллионов рублей ограничился только песком. И то, характерную борозду по центру никто так и не убрал.
Опять песочек без каких-либо кардинальных мер. Стоит ли говорить, что это держалось до первого дождя, после чего превращалось в липкую жижу? Для езды остаётся только одна-две колеи, и то по ним с нормальной скоростью ехать нельзя, потому что каждые 100-200 метров идут ямы, «волны» и бугры.
И так повторялось несколько раз: идёт дождь и всё размывает, приезжают грузовики с песком и высыпают всё на лужи. С наступлением июня пропали все надежды на проведение нормального ремонта — всё ограничилось песком. Вот прямо внизу фото от 20 июня после дождя. Одна сплошная каша из песка. Именно это якобы стоило больше 100 миллионов рублей (со слов главы).
Песок не только не помог, а сделал хуже. После сильных дождей получалось такое нечто, по которому не могли даже проехать грузовики, не говоря уж о легковых машинах.
Также вообще не трогали единственный мост, ведущий к тем самым «тополям» и трассе. Сам мост с сюрпризом — плиты моста и дорога разного уровня, поэтому чтобы не разбить машину, водителям надо сбрасывать скорость практически до нуля. И это не считая выбоин и ям.
Сейчас оценить качество «ремонта» дороги уже не получится — 20 июля прошёл в самом деле мощный ливень, который полностью смыл ВСЁ. Очень хочется надеяться, что на ремонт финансирование не выделяли, потому что от этих ста с лишним миллионов рублей ничего не осталось. Сейчас мой отец как на необитаемом острове, ибо связи с большой землёй просто не существует. Маленькие дорожки-тропинки и второстепенные дороги до деревень поменьше смыло тоже. Мне повезло, сейчас я нахожусь на лечении и живу в городе.
На фото тот самый мост, о котором я говорил чуточку выше. Конечно, его начали срочно чинить. Что характерно, опять же песком.
И вдвойне потешно от того, что песок-то не помог и на следующий день мост снова обвалился. Может быть, это намёк от Матушки Природы, что так не стоит ремонтировать дороги и мосты?
Что до «тополей», то там как всегда месиво из грязи и песка, по которому нельзя проехать даже грузовику. Я бы не стал сетовать только на особо сильный ливень 20 июля, потому что в последнее время дороги становились непроходимыми после любого дождя. Это уже стандартная ситуация, просто ливень унёс ещё и мост, о чём узнали СМИ. За последние два года это далеко не первый смытый мост и не первая смытая дорога. При следующем сильном дожде всё повторится вновь.
Не исключаю, что властям этот ливень лишь во благо — никто старый «ремонт» уже не проверит, а на новый можно будет попросить ещё сотню миллионов... Но я допускаю то, что никаких «миллионов» на ремонт не выделяли и местные власти, без какого-либо финансирования, пытались хоть как-то решить проблему своими ограниченными силами. В таком случае претензии будут к кое-кому повыше, потому что людей уже не один год оставляют в беде без какой-либо помощи. Я даже допускаю то, что тут вообще никто не виноват, но факт есть факт — дороги сейчас нет, а с этим надо срочно что-то делать.
И вопрос читателям — сейчас и правда принято чинить дороги одним песком? Неужели это такие современные мировые тренды по ремонту, а мы тут, глухие провинциалы, отстали от жизни? Было бы интересно знать. По всей ситуации в целом очень много вопросов, только ответов, увы, нет.
Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал и высказывайте своё мнение в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!