Найти в Дзене
Народы, Времена, Герои

Камикадзе: явление, которое по силам только японцам и иранцам. Чего мы о них не знаем?

То, что японские камикадзе были воинами-смертниками знают все. Но, как ни странно, многие детали, связанные с ними, остаются неизвестными, хотя их никто и не прячет, а сами камикадзе вроде бы всегда вызывали интерес. Одним словом, сегодня поговорим об этом японском явлении. Их название переводится как «Божественный ветер». Когда-то в XIII веке тайфун разметал войска хана Хубилая, намеревавшегося показать японским самураям, что их место возле, скажем так, отхожего места. Через несколько лет хан попытался повторить акцию, и снова его флот сдуло. Японцы сему страсть как возрадовались, увидели в тайфуне вмешательство высших сил и прозвали сей ветер божественным. Будь на месте Хубилая современные американцы, они бы сказали, что японцы воевать не умеют, а делает это за них «Генерал Ветер». Дело было в конце Второй мировой, когда японская авиация была не в лучшей форме, да и ветер явно дул не в японские, а в американские паруса. Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси предложил идею камик
Оглавление
То, что японские камикадзе были воинами-смертниками знают все. Но, как ни странно, многие детали, связанные с ними, остаются неизвестными, хотя их никто и не прячет, а сами камикадзе вроде бы всегда вызывали интерес.

Одним словом, сегодня поговорим об этом японском явлении.

Их название переводится как «Божественный ветер». Когда-то в XIII веке тайфун разметал войска хана Хубилая, намеревавшегося показать японским самураям, что их место возле, скажем так, отхожего места.

Через несколько лет хан попытался повторить акцию, и снова его флот сдуло. Японцы сему страсть как возрадовались, увидели в тайфуне вмешательство высших сил и прозвали сей ветер божественным.

Будь на месте Хубилая современные американцы, они бы сказали, что японцы воевать не умеют, а делает это за них «Генерал Ветер».

Дело было в конце Второй мировой, когда японская авиация была не в лучшей форме, да и ветер явно дул не в японские, а в американские паруса.

Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси предложил идею камикадзе – воина-смертника (не обязательно пилота).

Здесь нужно сделать важное замечание: если использовать терминологию Эриха Фромма, то придется признать, что культура Японии просто пропитана некрофилией (в психологическом смысле).
Страсть к смерти там носит выраженный характер и Такидзиро Ониси был просто роскошнейшим некрофилом, говорившим, что, если 20 миллионов (всего-то!) японцев станут такими смертниками, то Япония победит в войне.
Капитуляцию он не принимал ни в коем виде, и, когда таковая случилась, совершил сэппуку, померев после 12 часов агонии (от помощи отказался). Одним словом, это был японский недогитлер, готовый положить под нож даже собственный народ, а когда это не удается – убивающий хотя бы себя.

Набор кандидатов

Он не был принудительным, хотя и добровольным его назвать сложно. Первая группа камикадзе, узнав о том, какую честь им доверили, была, судя по дошедшим до нас сведениям, подавлена.

Но ее успех, помноженный на госпропаганду и некрофильские традиции Японии вызвали настоящую эйфорию, и от желающих стать смертниками не было отбоя.

-2

Но стоит отметить, что хотя в анкете претендентов спрашивали, хотят ли они стать камикадзе, оформлена она была так, что сказать «нет» – означало признать себя трусом.

Так что государство, как всегда, предпочло не полагаться на патриотические чувства, добавив к ним еще и банальную психологическую манипуляцию.

«Кнут» дополнялся «пряником» в виде почета как самому смертнику (их почитали как святых), так и его семье. Важно отметить и то, что для значительной части японцев идея реинкарнации (по крайней мере в ту пору) была очень близка, отчего помирать им было не так уж и страшно. Тем более, что за подвиг светили солидные загробные «плюшки».

Как бы там ни было, но число желающих стать камикадзе в несколько раз превышало технические возможности Японии. Одним словом, совершать атаку им было не на чем.

Считается, что в камикадзе не брали семейных людей. Обычно это и в самом деле было так, но несколько случаев обратного все же были.

Но, когда одному из желающих стать таковым отказали по причине наличия у него семьи, его жена убила двоих детей и саму себя, чтобы дать мужу возможность совершить подвиг. Командование сказало: «ну, вот теперь все нормально!» и удовлетворило желание кандидата.

В основной же массе это были очень молодые люди лет 20-ти и даже моложе, у которых и в самом деле не было ни жен, ни детей, ни особого статуса.

Решение технических проблем

Первые успехи камикадзе подтвердили их эффективность, и Япония взялась за усиленное производство самолетов, соответствующих новой тактике.

Поскольку атака в идеале была одной, качество самолетов было занижено настолько, чтобы они могли просто доставить бомбы к цели. У некоторых моделей шасси отваливались сразу после взлета, ибо больше они не понадобятся, зато пригодятся во время запуска нового такого же самолетика.

Были и деревянные планеры, которые просто цеплялись к бомбардировщикам, а на нужной высоте отцеплялись и далее летели к цели на своем двигателе. Одним словом, все, что могло как-то лететь и использоваться для атак камикадзе, шло в дело.

Идеалы

Американцы как-то сказали, что солдат не должен умирать за свою страну. Его задача – сделать так, чтобы это произошло с противником.

Японцы смотрели на эту проблему несколько иначе. Камикадзе должен был именно погибнуть. Если этого не происходило – позор ему и его близким.

-3

Правда, если самолет не мог долететь до цели, пилот был обязан выжить и никак иначе! После этого затея повторялась. Хотя нескольким все же пришлось выжить, ибо каждый раз что-то мешало. А потом и война закончилась. Досадно, наверное…

Результаты

Хотя слово «камикадзе» порой и означает что-то вроде «самоубийственной атаки», на деле подобные акции оказались на диво результативными.

Ни одно другое средство поражения кораблей противника так и не смогло сравниться с камикадзе. Американские данные говорят, что две трети боевых ран, которые получали их моряки, были вызваны атаками камикадзе, а все прочие средства давали только одну треть.

Иными словами эффективность камикадзе превышала все прочие средства вместе взятые в два раза.

Кораблям приходилось не легче. Часто одного самолета было достаточно, чтобы потопить корабль. Но если этого не случалось, повреждения были столь серьезными, что корабль на долгое время выходил из строя. Результативность камикадзе долгое время не могли превзойти никакие новые технологии.

По японским данным камикадзе потопили 81 американский корабль и еще 195 вывели из строя (общее число – 276). Американские данные говорят об общих потерях в 322 корабля, из которых 288 повреждено, и 34 потоплено. В любом случае цифры впечатляющие.

Что касается самих камикадзе, то их было подготовлено около 4 тыс. человек. Из них примерно 2,5 тысячи приходились на летчиков. Остальные – сухопутные «противотанковые камикадзе» и их коллеги на катерах и управляемых торпедах.

Надо сказать, что противотанковые камикадзе оказались крайне неэффективны, ибо добраться до танка им не позволяли бравые американские морпехи, традиционно сопровождавшие свою бронетехнику.

Подражатели

Успешные действия летчиков-камикадзе заставили призадуматься и в других странах, ибо камикадзе фактически были прототипом «умного оружия».

Первой задумалась Германия. Правда, Гитлер разумно отметил, что, хотя идея и хороша, но в немецкий характер вписывается плохо.

Что к слову, верно, ибо немцы, хотя и хорошие вояки, но у них есть границы всему, подвиг должен быть «от сих до сих», обед – по расписанию, должна быть хотя бы гипотетическая вероятность выжить, да и отношение к смерти у немцев всегда было иным. Это вообще намного более жизнелюбивая нация, нежели японцы.

Однако решение было принято, но реализовывалось вяло, и в итоге немецкие камикадзе разрушили только один железнодорожный мост, потеряв при этом 35 летчиков и столько же самолетов.

Когда же советские войска приблизились к их базе, пришлось ее свернуть, а потенциальных смертников эвакуировать.

Пытались сделать нечто подобное во Вьетнаме, но широкого применения это не нашло. Гораздо лучше идея наложилась на психологию мусульман.

Во всяком случае в Иране времен Хомейни камикадзе готовили на случай американского вторжения и массированной подготовке подобных кадров мешала только нехватка собственных самолетов и квалифицированных летчиков.

Но американцы, помня свой печальный опыт контакта с японскими камикадзе, с Ираном предпочли бороться другими методами.

В Японии же камикадзе чтут по сей день, их имена известны, за них молятся в храмах, и можно не сомневаться, что потенциальные воины-смертники в этой стране найдутся и сегодня, о чем косвенно свидетельствует устойчиво высокое число самоубийц в Стране восходящего Солнца.