Найти тему
Истории и советы

Поездка за грибами закончилась интересной историей, которую рассказали местные жители

Эту историю рассказала мне одна знакомая. Я её расскажу вам от её имени.


Уже не первый год идем в лес за рыжиками. Мы тут жители не местные, поэтому места грибные приходится искать самим. Много нами исхожено лесных тропинок и холопов, пока мы определили с некоторыми грибными местами. Наша дача находится на границе вологодской и ярославской областей. Вот мы переехали эту границу. Несколько лет назад тут стояла деревянная мельница. Сейчас и следа не осталось. Именно эта мельница нас и заинтересовала.

Свернув с главной дороги, что привела бы нас непременно в село Окобой Ярославской области. Километров через семь. Проехали по полю метров сто, машину оставили. Надели сапоги, взяли корзинки и смело зашагали по знакомому пути. Надо пройти до конца поля и зайти наконец в лес и спуститься по крутому склону к врагу. Видно было, что кто-то пытался проехать на транспорте, но дождевые потоки рвано разрезали дорогу вдоль и поперёк не давая проехать дальше. И следы от колес забуксовав ушли в лесную чащу. Спускаться по лесной дороге, захватывая ртом побольше пьянящего сырого воздуха говорили, что какой же это место дивное. Может быть здесь какое-то живое было место. Дорожки разные, натоптанные, а жилья нет. Эти мысли постепенно вытеснялись с другими, потом при появлении новых открывающихся картин снова будоражили воображение. Казалось, что уж точно пол сотни лет назад, здесь пролегала неизменная тропинка и вела она уж точно за водой. Так как в самом дне оврага текла речка с пещерным и каменным дном. У лесных речек такого дна не бывает. Обычно лесные речки мутную воду несут и травянистые берега у неё. Остановились у речке, умылись. Казалось, что это речка со святым источником. Приглядевшись, в небольших омутках плавали малявки. Верховка ее имя, их часто берут в аквариум. Эта малявка человека не боится, если опустить руку в воду, стая сначала рассыпается, а через минуту будет тыкаться тебе в руку и щекотать ладошки. Уж я точно знаю что если такая рыбёшка водится, значит еще и щучки могут быть и налимы. Перепрыгнув по камушкам небольшое русло, на такой стороне нас ожидало только тропинка среди высокой травы, которая извилиста поднималась вверх по крутому склону. Пробираюсь через крапивные и Иван чайные плантации мысли опять рисовали картину - как весело бегали здесь ребятишки, спешили в другую деревню на прямки. Забрались на самый верх и перед нами диковинная панорама. Поле, необъятные взору луга по ту и другую сторону. А крупный лес только лишь по склону. Паханные поля начали зарастать маленьким ельничком. Но елочки росли стройными линиями как грядами, линии этих не перечесть. Так обычно зарастает поля, когда ранее возделывались, а возможно это новые посадки, не знаю, но в это верится с трудом. Мы поспешили занять какой-нибудь ряд, так как другие грибники пришли раньше и они уже ползали под елочками, которые росли как щетина у зубной щетки. Это не пугало, так как рыжиков в этих местах видимо-невидимо. Сколько бы человек не пришло все с полными корзинками и ведрами и возвращаются, если грибной год. Грибы любят молодой лес. Еще секрет есть, перед тем как в лес зайти, нужно правильные слова сказать. Иначе либо заблудиться можно, либо с пустой посудиной придешь. А что за слова? Да у каждого они свои. Мы ведь входим в таинственный лесной мир, а там и зверьё лесное живет и может кто то еще водится. Рыжиков мы набрали много, потом отговаривали друг друга – пора, пора, всё хватит, да всё хватит, последние сейчас возьму … да боже мой, сколько их много.

-2

И снова и снова склонялись к манящим своей красотой сквозь асоку, рыжим шляпкам. Юбочки когда-то были невысокие, человека не скроет. То там, то здесь слышался шелест коленок по просохший траве или восторженный шепот детей. Собрав силу воли в кулак, резко поднявшись, не опуская глаза быстро пошли назад. Но глаза так и искали впереди рыжа царство, которое никак не хотело нас отпускать. Усталость не чувствовалось, так как душу переполняли эмоции, плечи завернулись во всю ширь, а в груди запели кузнечики. Спустившись вниз в оврага речушки смыли руки как смогли, но рыжая краска так и осталась. Умыли прохладной водой пахнущие хвоей лицо, ведь сколько елок поцеловали их обнимали всем сердцем и всей душой. Поднялись по лесной чаще в гору и очутились на поляне. Я повернулась к лесу, сказать спасибо.

Поворачиваюсь, чтобы идти к машине, муж уже ушел вперед. И ощущают что-то не так, что-то не дает мне уйти, я застыла и тихо поворачиваю голову в сторону края леса. Моему взору открываются лесные ворота. Справа красное дерево, слева серое дерево а в глуби сквозь дымку зеленых кружев белокаменная стена. Я, крикнув мужа, осторожно устремилась по зову этой стены. Опять очутилась среди деревьев на засохшей траве. Двигаюсь мне открылось изумительная картина – храм, храм в лесу, каменный. Чудо, чудо! Что этот храм здесь делает в лесу, как это случилось что храм зарос настоящим большим лесом. Трехметровые елочки поселились уже на крыше. Взглянули внутрь. Разрушение, окна открыты, кирпичные полы засорены, на стенах кое-где сохранилась роспись, но купол цел, стены хоть и обветшали, но крепки. Увидели что рядом погост, есть старые и свежие захоронения. Мы поспешили уйти, но пообещав себе вернуться и посмотреть все подробнее. Узнать какую-нибудь информацию об этом храме. В ту пору был 2016 год, информации ни где ни какой не было. И вот местные жители рассказали нам такую трагическую историю.

Обитель то, горОдская церковь, стояла в деревне Захарьева. Раньше это был Первомайский район Ярославской области. Там даже сельсовет был. Одна соседка со своим мужем там расписывались. Говорила, что ходили туда на праздники, потом деревня опустела. А причины были такие. В далекие годы приходили на эту землю монахи-отшельники. Селились в глухих лесах, строили там скиты. Каменная церковь рождества пресвятой богородицы в Захарищине была построена позже. Деревня Захарьева с позволения последователя Сергия Радонежского и по благословению мужского Павла-Обнорского монастыря была организовано женское поселение. Ну что-то вроде женского монастыря. С началом советской власти женщины организовали коммуну. Коммуну назвали именем Надежды Крупской. Трудились хорошо, имели современную технику, получали высокие результаты, награждались призами и грамотами. Сначала они открыто ходили в храм, потом скрывать стали, за что и поплатились. Разогнали женщин, в тюрьмы посадили. Одну монахиню даже после того как она вернулась из лагерей, снова арестовали, увезли в Ярославль и расстреляли. За поддержание связи с духовными отцами.

-3

С тех пор местный народ передает эту историю с особой осторожностью, из уст в уста. Эту жуткую историю я носила душе много лет. Искала о ней что-то. Только сейчас стали появляться источники. И это история открыла свой свет людям. Да, действительно была такая жуткая, трагическая, история. Непростые годы были. Когда пришла новая власть и крестьянам приходилось менять устою и свою жизнь. Люди пытались помочь молодому государству и находили пути жить в этом новом мире. Много хорошего было, но много и дров наломали. Некогда цветущая деревня потеряла своих жителей. А теперь там нет жилых домов, нет мельницы, нет кирпичного завода, нет дорог, тропы заросли большим лесом. Остались только очертания бывших усадеб, да еще стоит, хоть и разрушается церковь. С трапезной и колокольней. Некогда служившая пристанищем, одиноких женских душ. Судьба многих монастырей жива и поддерживается монахами и прихожанами. Вологодских край очень богат древними поселениями, через которые в древние времена шла непрерывная связь севера на юг и с востока на запад. По северным рекам проходили волока, которые служили транспортной системой между русскими княжествами и иностранными государствами. А та речушка, в лесу, называется Тетерька, она является притоком реки Ухтомы, которые протекают в Кукобой и впадает в бассейн Волги. Так что возможно и в древние времена, когда реки были более полноводными, суда с товаром волоклись волоком, а возле этих древних обителей. Ведь как известно, монастыре являются защитниками крепостями государственными.