Статья пятая из серии "Мировые посты в помощь человеку".
Предыдущую статью читать тут.
Начало цикла статей - читать тут
Назначение поста в иудаизме – напомнить человеку, что важное, что второстепенное.
Всевышний и Его Воля есть главное.
Человек, занятый своими заботами, может забывать о главном приоритете, увлекаться мирскими попечениями и страстями. Человек вспоминает о главном, как говорят еврейские мудрецы, в трех случаях: старости, болезни или в жизненном неблагополучии.
Пост создает специальные условия, чтобы человек подумал о важном.
Тело, которое по природе своей, "любит" комфорт и благополучие, «думает», что оно есть главное для человека. Но повышенные заботы о теле, умаляют дух, который на самом деле является главным. Посредством поста тело ослабляется и приводится в норму, в соподчиненность его духу. Это жертва удобством тела во славу торжества и силы духа.
Пост именуется в иудаизме двумя словами: цом и таанит.
Священная история еврейского народа, описанная в Талмуде, показывает, что сурово постились все духовные вожди Израиля (Моисей, Соломон, Иаков, Давид, Саул и др.), пророки (Иеремия, Иона, Даниил и др), праведные (Иов, Мордехай и др), в важных событиях для народа: не евши, не пивши, но всем существом направлявшиеся к Высшему. Смысл поста был очищение человека скорбью и покаянием, чтобы услышать Волю Всевышнего, получить от него важное: решение, искупление грехов, защиту от бед.
Современные посты иудаизма короткие, очень строгие, их немного (всего 6 основных, два из них – держатся сутки каждый, остальные только световой день), но они обязаны к соблюдению, если нет противопоказаний. Но даже если есть телесные показания, поститься душой (то есть скорбеть, а не пировать в это время) обязанность каждого еврея.
Два самых больших поста (около 25 часов) это самый главный - Йом Кипур (день искупления, покаяния и очищения всех грехов за год, проводится осенью, через 10 дней после еврейского Нового года - Рош-ха-Шана) и 9 Ава (день траура в честь уничтожения двух храмов в Иерусалиме; проходит летом).
Самый главный пост в иудаизме установлен Торой, дан Моисеем. Это пост Йом Кипур. Это строгий пост, который длится сутки (с захода солнца до захода солнца) и обязан к соблюдению всеми иудеями, за исключением тех, кому положены послабления. Этот пост никогда не переносится, на какой бы день он не попадал. Даже если этот день – священная суббота.
В это день нельзя есть, пить, умываться, чистить зубы, носить кожаную обувь, иметь супружескую близость, работать. Этот день не траура, а радости. Это день молитв. Ибо в этот день Господь искупляет грехи за прожитый год, человек освобождается от них.
Пост строгий, но радостный. Искупление грехов - это освобождение от них, и радость души.
Строгий пост в иудаизме предполагает от человека не есть и не пить (чтобы создать условия телесного и душевного смирения), не чистить зубы, не полоскать рот, не делать омовения маслами и не носить кожаную обувь, не иметь интимной близости. Кожаная обувь –признак земного благополучия. А пост это признак смирения и духовного раскаяния человека перед Всевышним.
Другие посты, кроме главного - Йом Кипура, установлены уже еврейскими мудрецами, а не Торой и являются священными днями скорби и траура еврейского народа.
Другим строгим большим (то есть в течение полных суток) постом является пост 9 Ава. Это день траура еврейского народа по событиям истории, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храмы. Это пост в течение суток, сухого голодания и всех ограничений.
Другие посты, более короткие (по проведению похожи на мусульманские – весь световой день, от рассвета до захода солнца) тоже посвящены событиям Священной истории еврейского народа:
- Пост 17 Тамуза (пост четвертого месяца). Священная память о трагедии и боли, когда римляне пробили брешь в стене Иерусалима и ворвались в город.
- Пост Гедальи (цом Гедалья, пост седьмого месяца, на 3 Тишрей). В этот день был убит Гедалья бен Ахикам, начальник евреев, назначенный вавилонским царем Навуходоносором, евреи были изгнаны из Иерусалима.
- Пост 10 Тевета (пост десятого месяца). Память о трагических событиях, когда вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, который затем был ими взят и разрушен Храм.
- Пост Эстер (таанит Эстер, накануне праздника Пурим). В этот священный день истории все евреи проводили 3 дневный пост, желая защиты от злодейского указа персидского придворного Амана об уничтожении всех евреев. Мордехай и царица Эстер (Эсфирь) спасли тогда весь еврейский народ. В память об этом спасении проводится этот короткий (светлая часть суток) и строгий пост.
О правилах поста в иудаизме.
Кому дается послабление?
Детям (девочкам до 12 лет, мальчикам до 13 лет), тяжело болящим, беременным и кормящим женщинам. Но, даже если есть послабление, в этот день люди очень скромно едят, не делают культа из еды, сохраняют соответствующий проводимому посту настрой души
Если врач запрещает пост, то раввин его тоже не одобрит. Евреи не приветствуют насилие над телом. Тело дано Богом и надо использовать его на добро, а не убивать. Есть такая еврейская мудрость: лучше пусть человек пожертвует одним постом, который ему запрещают по здоровью, чтобы соблюсти потом другие, чем наоборот. Мудрый еврейский прагматизм.
Если человек не знает правила поста и из-за этого нарушил пост или не провел его, то он не подлежит наказанию, но научению. В иудаизме срабатывает такое правило: незнание закона освобождает от его исполнения. Не знал – узнай, и проведи, как положено. Мудро и милостиво.
Но если человек знал о посте и нарушил его осознанно, то должен искупить свой грех перед Всевышним искренним раскаянием и получить Его прощение, и потом- честно провести пост. Не перед людьми, а перед Всевышним, ибо пост это всегда действия перед Его Очами.
Другие посты у евреев, это посты, не установленные традицией - Торой и мудрецами, но которые могут применяться для пользы людям.
Возможно проведение общинных и личных постов в тех обстоятельствах, которые необходимы еврейской общине или отдельному человеку. Для отвода неблагоприятных обстоятельств, для скорби и покаяния во очищение, для обретения важного решения. Кроме того, пост может проводиться человеком в день памяти родителей (если те не живы), перед свадьбой. Необходимо накануне таких неустановленных, а принимаемых самим человеком или общиной постов, принимает на себя обязанность поститься во время молитвы Минха предыдущего дня.
Если человек принимает обязанность поститься несколько дней, то в иудаизме это значит: не есть и не пить только в светлое время суток, несколько светлых суток. Если эти дни поста идут не подряд, то он должен перед каждым давать обет во время молитвы Минха.
Есть правило переноса основных установленных постов, если они выпадают на день священной субботы. Это правило не касается главного поста - Йом Кипура, который проводится без переносов.
Что главное в иудейском посте? Понимание того, что важна сама правильная духовная жизнь, которая происходит все дни в году. Пост есть лишь средство в помощь постящемуся, для усмирения души и тела, искупления грехов, но он не заменяет духовной жизни. Пост в иудаизме не диета, не лечебное голодание, не аскеза (такое намерение не приветствуется), это боль или радость смиренной души перед Всевышним, чтобы иметь добро и милость от Него. Постов мало, но они обязательны для следования. Если не телесно, в случае послаблений, то душевно и духовно непременно.
Если хотите поделиться по теме данной статье – пишите в комментариях.