Найти в Дзене
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

5 типов клиентов

Оглавление

В сфере обслуживания сейчас активно изучается индивидуальный подход с учётом психологических особенностей клиентов. Сегодня расскажу об основных понятиях и личных наработках в этой сфере.

Основа

Ориентированный на личность клиента подход в профессиональном общении опирается на несколько понятий:

  • все люди – разные;
  • в одном и том же предмете каждому клиенту важны свои нюансы;
  • понимание личных потребностей упрощает общение с клиентом.

Это означает, что хороший продавец, мастер-ремонтник, медик, преподаватель или другой коммуникатор рассказывает о стандартных товарах и услугах именно то, что важно потребителю. Клиент в сфере обслуживания становится постоянным (приносящим 80% дохода) именно благодаря индивидуальному подходу.

«В других местах продавцы либо вываливают массу заученных непонятных данных, либо ждут моего выбора. А ваш работник рассказал именно то, что меня интересовало. И вообще, с ним было приятно общаться».

К сожалению, среди соискателей на должность коммуникаторов живёт легенда об «универсальном приёме обслуживания». Его нет.

Клиентоориентированный подход предлагает:

  • умение оценить потенциального заказчика по его стилю общения;
  • умение направить беседу к желаемому результату по знакомому руслу (в атмосфере понимания и доверия).

Типы посетителей

Итак, всё начинается с анализа личности посетителя. Даже простенькое разделение собеседников по пяти направлениям основных потребностей позволит результативнее общаться. Охарактеризую каждый тип.

  1. Доброжелательный тип. Мягок, неуверен в собственных решениях. Ценит доверие, безопасность, надёжность. Старается избегать прямых конфликтов. Потребность в дружеском совете, поддержке, одобрении. Предпочитает проверенное, рекомендованное.
  2. Впечатлительный тип. Эмоциональный, отзывчивый, импульсивный, редко последовательный. Любит быть в центре внимания. Склонен к внешним эффектам. Потребность в восхищении окружающих, новых впечатлениях, ощущении уникальности. Предпочитает особое, единственное, яркое.
  3. Конкретный тип. Опирается на определённые показатели, чётко поставленные задачи. Любит сравнивать данные, характеристики, обосновывать выбор. Потребность в конкретности, безопасности, плановости, предсказуемости вариантов, аккуратности исполнения. Предпочитает чёткие сроки, характеристики, разъяснения, инструкции.
  4. Решающий тип. Независим, строг, решителен, настойчив, свободолюбив, тщеславен. Любит всё лично контролировать, выигрывать в состязании. Трудно переносит прямые советы. Нуждается в признании правильности своих решений, личном пространстве, подчинении со стороны окружающих. Предпочитает беспрекословность, уважение, возможность контролировать процесс.
  5. Гибкий тип. Ради конечной цели имитирует прочие стили (в зависимости от собеседника). Двуличен, целеустремлён, тревожен. Опирается на стиль общения больше, чем на знания. Великолепно оправдывается, находит виноватых вокруг себя. Нуждается в доверии говорящего, уважительном обращении, боится разоблачения. Предпочитает доброжелательность и услужливость. С ним нужно ждать подвоха, всё фиксировать, проверять каждую подпись, и … давать возможность сохранить лицо.

Совет

Для успешного применения этого подхода лучше начать с наблюдения за собеседниками (их классификации). Затем перейти к подбору профессиональных фраз для каждого типа. Хотя, можете от всего этого и отмахнуться. Выбирать вам!