Гор Вербински, режиссёр оригинальной трилогии "Пиратов Карибского моря" в интервью порталу IGN от 29 июня 2006 года говорил, что, по его мнению, такого персонажа, как капитан Джек Воробей, не должно быть слишком много, и аудитории не нужен фильм про него, даже если она утверждает обратное.
Всё дело в том, что герой Джонни Деппа по природе своей — трикстер, и поставить его в центр сюжета просто не получится. Собственно, результат потуг новых создателей фильмов из франшизы "Пиратов" после Гора нам хорошо знаком.
Или поставить трикстера в центр сюжета реально? И если реально, то как?
Скоро во всём разберёмся.
Приятного чтения!
Знакомьтесь, трикстер!
Для начала обратимся к самому феномену трикстера в мировой культуре.
И сразу же обнаружим, что встретить чистокровных персонажей подобного ранга не так-то просто.
Согласно Карлу Густаву Юнгу, выделевшему трикстера как один из архетипов, это фигура коллективной Тени, сумма всех низменных черт характера у индивидов. Проще говоря, это бессознательное, отрицаемое и неосозноваемое в конкретном образном воплощении.
Также трикстер именуется проказником, творящим проделки ради самих проделок, триумф кажущейся слабости над силой, а его появление означает начало движения и изменений. Кроме того, Юнг считал архетип Трикстера — одной из начальных стадий зарождения архетипа Героя.
Образ трикстера взят был отцом аналитической психологии из мифологии американских индейцев племени Виннебагос, в которой этот образ ярко выведен в отдельного персонажа.
Он настолько бессознателен к самому себе, что его тело не является единым целым, две его руки бьются одна с другой. Даже нельзя определить его пол этого существа: несмотря на фаллические признаки, он может стать женщиной и выносить ребенка.
В общем, перед нами поистине хтоническое существо, которое понять люди издревне не могли, да и не особо-то стремились.
Среди человекоподобных мифологических героев наиболее близок по описанию наиболее знаменитый в массовой культуре трикстер — асгардский бог Локи.
Абсолютно обратную ситуацию мы имеем, когда говорим о Кришне — индийском Верховном Боге. Он гораздо ближе к массово-культурному пониманию образа, нежели к тому, который соответствует ему по культурному периоду, и несёт он в себе не хаос, а любовь. Да и в принципе Бог — идеальная роль для трикстера, понять которого полностью не получится априори.
Среди персонажей-людей наиболее близок к оригинальному образу трикстера Джокер, сеящий Хаос ради Хаоса.
Так или иначе, образ, представший перед нами, довольно трудно будет сохранить при рассказывании истории. Сами посудите — стоит дать трикстеру маломальскую мотивацию, и он уже не будет трикстером.
И это нас подводит к следующему этапу нашего эссе.
Трикстер в массовой культуре
Итак, как уже было сказано выше, найти в историях чистокровных трикстеров очень и очень сложно. С появлением мотивации у героя его трикстерство теряет свою хтоническую составляющую, и перед нами появляется тот, кого считают трикстером в массовой культуре.
На основании образов известных персонажей такого толка я выявил несколько закономерностей:
- Это плут, хитрец, использующий свой интеллект как для простых шалостей, так и преследуя какие-либо собственные цели; зачастую хорош в манипуляции людьми, хорошо понимает их природу.
- Цели и мотивация его весьма расплывчаты, для большинства окутаны тайной и, зачастую, имеют двойное дно (которое иногда трикстер и сам-то не в силах разглядеть).
- Понимание мира трикстером отличается от понимания мира обычными людьми; его понимание либо выше человеческого, либо, в редких случаях, ниже.
- Проходит по краю морали и в целом проверяет устоявшиеся нормы на прочность; не имеет каких-либо ограничений и не занимает какую-либо из сторон дуального мира; дух изменений.
Само собой разумеется, что с таким персонажем зрителю-читателю будет довольно трудно себя отождествить, из чего, казалось бы, вытекает невозможность увидеть того в центре сюжета. В связи с этим же, стоит дать трикстеру роль первого плана, как тот больше не сможет с таким же успехом балансировать между диаметрально противоположными понятиями, не имея стороны, которую сможет разделить и/или понять зритель-читатель.
Однако здесь стоит вспомнить истоки Трикстера и утверждение Юнга, что этот архетип является начальной стадией развития архетипа Героя. Вот перед нами и направление развития и фактически методичка по перемещению трикстера в центр истории.
Так, собственно, и поступили создатели нового сериала Marvel "Локи" (рецензия на перый сезон уже есть на канале). Они поместили асгардского бога в центр повествования и заставили зрителя и самого трикстера изучить всю подноготную персонажа, понять мотивацию — и вот перед нами, спустя буквально пару серий, вырисовывается уже абсолютно новый персонаж, решительный и притягательный Герой.
Можно было бы растянуть это превращение на более длительный срок, однако это уже сделали предыдущие фильмы киновселенной. Перед нами показательный пример того, как, не делая персонажа главным героем, заставить его пройти соответствующие этому герою изменения (он уже не может избегать той участи, которая ему неминуемо уготована — изменение и выбор стороны).
В то же время есть в массовой культуре и человеческий персонаж, находившийся в центре внимания зрителя с самого своего первого появления. Этот герой мастерски за 8 сезонов прошёл трансформацию из чудоковатого и, казалось бы, злобного Трикстера до настоящего Героя с чутким и добрым сердцем, став самым настоящим человеком, с кем уже зритель с полной отдачей смог себя идентифицировать. Кроме того, это показательный пример того, когда нужно заканчивать длинные и качественные сериалы.
Перед нами Грэг из сериала "Доктор Хаус".
Весь секрет этого сериала в сбалансированности — создатели прекрасно знают, когда ввести того или иного персонажа, в каком направлении пустить его развитие, а когда вывести из сериала. Хауса окружает талантливая команда врачей, однако с ними у зрителя получается себя идентифицировать, а через них мы уже изучаем Грэга, которого мы начинаем всё больше и больше понимать.
И стоит Хаусу начать познавать себя, обратить на это внимание, как запускается неминуемый процесс становления Героя, который авторы показывают во всех деталях, принося зрителю этим много удовольствия.
Что вполне логично, когда мы понимаем персонажа, дымка тайны, необходимая для трикстера рассеивается, что заставляет его менять ипостась.
Также важно отметить, что иногда в ранних сезонах упомянутая сбалансированность давала сбои; иногда зритель понимает Хауса уже достаточно хорошо, чтобы без раздражения прощать ему одни и те же грабли.
Особо показательно это в сериале "Люцифер".
Не поймите неправильно, я всем сердцем люблю этот сериал, однако это не мешает ему быть примером плохой подачи Трикстера как главного героя. Непонятливость персонажа на третьем сезоне уже раздражает донельзя. Слава его Папе, что NETFLIX взялись за него основательно и практически довели уже его трансформацию в Героя.
К слову, главная тема из сериала мной была эквиритмически переведена, приглашаю ознакомиться.
Другие трикстеры всех мастей
Хотя черты трикстера можно проследить у многих персонажей, пожалуй, я отмечу здесь самые яркие проявления архетипа, а вы в комментариях уже отразите своих любимых персонажей, договорились?
Уверен, что они имеют полное право получить свою минуту славы.
Ганнибал Лектер
И открывает наш список поистине хтонический персонаж в человеческом обличие. Мадс Миккельсен в сериале "Ганнибал" показал прекрасную версию персонажа, однако образ, подаренный миру Энтони Хоппкинсом, наиболее выгодно подчёркивает нужные нам черты.
По факту, известный каннибал-маньяк — воплощение Ид. Ид — это бессознательная психическая структура, которая отвечает за основные, инстинктивные влечения человека (сразу же вспоминаем происхождение архетипа). Ид является источником наших телесных потребностей, страстей и желаний, сексуальных и агрессивных импульсов. Оно содержит в себе либидо, половое влечение, жажду жизни, которое может проявляться во множестве форм, самая распространенная из которых — творчество. А в сочетании с величайшим интеллектом мы получаем первородного трикстера, на которого невозможно навесить никакой иной ярлык по типу "психопат" или "нарцисс".
Кроме того, хотя за Ганнибалом и не припоминается "шалостей ради шалостей", "убийство во имя искусства" вполне претендует на замену, а архетипами Ид являются Вакх (Дионис, древнегреческий бог вина) и Дьявол, которые давным-давно являются признанными трикстерами.
Одиссей
Пока в воздухе не растаяли древнегреческие винные испарения, обратимся к персонажу местных эпосов, наиболее приблизившегося к героическому и при этом не растерявшего свою трикстерскую сущность, к Одиссею.
Кто же это? Да так, просто правитель Итаки, притворившийся безумцем, чтобы откосить от армии, спровоцировавший на прыжок с коробля другого воина, сохранив этим себе и другим жизни, ослепитель циклопов и идейный вдохновитель Троянского коня.
Остап Бендер
Великий комбинатор — именно под таким именем персонаж Ильфа и Петрова вошёл в историю.
Пожалуй, так бы выглядел массово-культурный трикстер, будь он человеком. Его мечта предельно проста и понятна, а планы зачастую, при всей их гениальности, оказываются разрушены, что также является отличительной чертой многих историй о трикстерах.
Но вы оцените красоту игры!
Карлсон
Конечно, это стопроцентный трикстер. Мистическое происхождение — классика. Обжора и лжец. Законченный бездельник, в то же время проявляющий невероятную активность, когда хочет просто повеселиться. Обожает злить и дурачить врагов, приводя их своими невинными, казалось бы, шутками до помешательства (домомучительницу) и паники (Филле и Рулле).
Разыграть лучшего приятеля — тоже святое, особенно ради плюшек и тефтелек. Ну и просто ради баловства. При этом — трагический флер неприкаянности, грустные игры ночью на губной гармошке и рисование очень одиноких петухов в минуты печального просветления.