В настоящее время в обществе сложилась тенденция: ограждать детей от тяжёлых мыслей и неприятных переживаний. Не оскорбить случайно или намеренно, не унизить, даже наказывая, не огорчить отказом, не расстроить тяжёлой книжкой. Моя знакомая запрещает упоминать при своём ребёнке – школьного возраста, между прочим – о смерти. Детям нельзя рассказывать о болезни, нищете, мучениях, страхах.
А почему, собственно?
Мне кажется, основная цель воспитания ребёнка – максимально подготовить его к комфортному существованию в социуме. Проще говоря, чтобы его любили и чтобы он любил. Но разве не нужно при этом учить ребёнка ненавидеть, бояться, жалеть, стыдиться, разочаровываться?
Помнится, в книге «Мастер и Маргарита» Булгакова Воланд озвучивает Левию Матвею одну мудрую мысль. Я не буду точно цитировать – передам суть: если ты против тени и за чистый свет, ты глуп. Потому что тени получаются от людей, растений, животных и предметов. Ты хочешь ободрать всю Землю, чтобы наслаждаться чистым светом?
Мне кажется, попытка оградить ребёнка в детстве от неприятных впечатлений – это как раз вот такое «обдирание земли». В результате мы получим на выходе взрослого человека с совершенно выхолощенной душой, не способного на минимальный спектр эмоций – соответственно, не способного к малейшей эмпатии, а следовательно, и к малейшей коммуникативности. Социопата.
Притом, махрового социопата. Притом, в окружении таких же махровых социопатов. Вам не кажется, что подобное общество, если оно вообще заслуживает названия общества, будет просто ужасно? Человек, не имеющий понятия о боли, будет бездумно причинять её налево и направо. Человек, не имеющий понятия о смерти, не станет дорожить ни своей, ни, тем более, чужой жизнью. У него останется потребность в удовлетворении естественных нужд – это от природы, этого воспитывать не надо, но а дальше? Преодоление трудностей? Каких трудностей? Он не знает, что это такое. Жертвенность? Да бог мой, чего ради – ему неведомы ни сострадание, ни жалость, он вообще не имеет понятия о том, что кто-то может чувствовать что-либо кроме спокойного довольства – ему так внушили с детства.
К тому же, даже не заглядывая в это безрадостное будущее, вам не кажется, что жизнь в окружении только ровно-положительных эмоций отчаянно скучна. Где нет ссоры, там нет примирения. Где нет наказания, там нет прощения. Где нет страха, там нет отваги. Где нет жалости, там нет щедрости. Где нет унижения, там нет возвышения. Где нет трудностей, там нет преодоления. Иными словами, оберегая ребёнка от отрицательных эмоций, мы лишаем его положительных, оставляя вялое довольство и равнодушие. И это спокойное довольство не имеет ничего общего со счастьем, потому что счастье - это всегда преодоление, это всегда получение сверх-ожидаемого или пусть ожидаемого, но достаточно высокой ценой, определяющей по сути цену самого счастья.
Нельзя по-настоящему радоваться победе, если не было войны. Нельзя радоваться пятёркам, если никогда не получал ничего, кроме них. Не сможешь оценить любви или дружбы человека, если не испытал на себе неприязни или равнодушия.
Никто не наслаждается так созерцанием прекрасных видов, как прозревший слепой. Никто не ощущает вкуса жизни так остро, как выздоравливающий от смертельной болезни.
Ребёнок, мне кажется, должен отлично понимать, что он смертен, чтобы радоваться жизни и ценить её. Да, осознание своей смертности – стресс, но здоровая психика с этим справится, чувство обречённости сменится жизнелюбием.
Да, история об искалеченном человеке или собаке, об убитом, погибшем, смертельно больном вызовет слёзы, впечатлительному ребёнку может присниться плохой сон, даже не один, но здоровая психика с этим справится, угнетённость сменится состраданием,заботливостью.
Да, неудача в школе, двойки, провал на экзамене может расстроить, отодвинуть желанный колледж, ВУЗ, вызвать сомнения в своих силах, но здоровая психика с этим справится, ребёнок переоценит свои возможности, если непомерно задрал (а чаще это сделали родители) планку, обратится к собственным предпочтениям, ища себя, и научится прикладывать усилия к достижению именно той цели, которая важна для него.
Да, дворовые стычки могут обернуться синяками, а разборки с посторонними взрослыми – слезами и чувством беспомощности, но если вместо того, чтобы наседкой реять над дитяткой и бросаться поперёд него в любую склоку, родитель разберёт с ребёнком инцидент пост фактум, здоровая психика ребёнка с этим справится, и ребёнок сформирует для себя тактику общения и с ровесниками, и со взрослыми людьми.
Да, наказание может быть унизительным – более того, оно должно быть унижением, поскольку чувство униженности - это самая неприятная эмоция, а мы хотим от наказания отрицательного подкрепления, а не положительного – ведь так? Нам же нужно, чтобы ребёнку НЕ ПОНРАВИЛИСЬ последствия его поступка. Поэтому чувство унижения при наказании будет полезно, но здоровая психика и с этим справится, ребёнок постарается сделать выводы и не попадать больше в унизительную ситуацию, при условии, разумеется, что родитель донесёт до него, что наказание – последствие ПРОСТУПКА, а не ПРИЗНАНИЯ в нём, и что унижение от наказания было временным, и никак не отразится на дальнейшем отношении к ребёнку.
Вы заметили, что я всё время повторяю рефрен «здоровая психика с этим справится». Дело в том, что, поднимая эту тему, я имею в виду исключительно психически здоровых детей. Тех, кто нуждается в консультации психиатра, возможно, следует воспитывать иначе, и об особенностях индивидуального подхода к таким детям нужно говорить с их врачом. Но не надо, пожалуйста, считать психически больным любого ребёнка. В конце концов, всё, чем от нас отличаются дети, это меньший опыт и некоторая возрастная незрелость психических процессов. Вот и нужно дать им возможность созревать, а не ограждать от всего, способствующего этому созреванию. Ограждать, причём, на деле-то получается больше всего себя, потому что это нам уговаривать, успокаивать, утешать, объяснять, сидеть рядом, пока не уснёт. Понятно, легче, когда всего этого не нужно, и ребёнок растёт в состоянии одной эмоции – равнодушного довольства. Но надо всё-таки позволять ребёнку, и даже где-то поощрять ребёнка расстраиваться, злиться, жалеть, бояться, ненавидеть, негодовать, а не только радоваться.
Ради самого ребёнка.