Как выглядит самостоятельность на практике?
Для всех по-разному! Давайте взглянем на этот навык с разных точек зрения.
Самостоятельный ребёнок 👶 …
- уверен в себе;
- предпочитает своё мнение и свои желания;
- протестует против гиперконтроля;
- часто игнорирует советы, не любит непрошеные;
- рассчитывает на уважение к себе со стороны окружающих;
- ломает иерархию, т.к. считает себя изначально равным окружающим, хоть детям, хоть взрослым;
- ждёт от родителей умения убеждать, договариваться, идти навстречу, принимать его аргументы, изобретать подходящие варианты;
- воспринимает #самостоятельность как свободу и возможности, гораздо реже - как #ответственность;
- ждёт, что #родители поддержат его, даже если он ошибётся.
Согласно исследованию Фонда Джозефа Раунтри (Великобритания), чаще всего #дети воспринимают семью как источник заботы, помощи, поддержки и любви.
Родители воспринимают семью преимущественно как место общения с теми, кто разделяет твои #ценности. Ценности детей ещё не устоялись, поэтому им трудно воспринимать семью в таких категориях.
Для родителя 👩🦱 самостоятельность ребёнка - это…
- повод для гордости (ребёнком и собой как родителем);
- больше свободного времени;
- высокий жизненный интерес, ведь от ребёнка рано исходят мудрые мысли, творческие идеи;
- помощник в семье;
- тревога, ведь самостоятельные решения чреваты ошибками;
- растерянность - когда помогать ребёнку, когда нет?
- противостояние, часто протест ради протеста;
- трудности с окружением, ведь за поступки ребёнка спрашивают с родителя;
- необходимость осваивать новые роли - партнера, наставника, авторитета, а не просто «родителя».
Как показало упомянутое исследование, родители всегда вкладывают в общение элемент контроля и интересуются делами детей, чтобы ничего не упустить, но при этом не торопятся делиться с детьми подробностями своей жизни.
Для школы 👨🏫 самостоятельность ученика означает…
- ученику требуется меньше внимания - учителю проще;
- #ученик может помогать другим ученикам и в целом поднять планку класса;
- новые идеи, мотивация для учителя работать с интересом;
- непредсказуемые результаты успеваемости;
- несогласие, споры, необходимость тратить много времени на обоснование;
- потребность в индивидуальном подходе;
- поиск альтернативных решений.
❓ Развивают ли самостоятельность в школе?
Как часть процесса обучения это навык проработан в школе слабо, но самостоятельность ожидается от ученика - с акцентом на ответственность.
#навыки будущего #образование #школа #компетенции