Найти в Дзене

Самостоятельность: последствия для школьника, родителя и школы

Оглавление

Как выглядит самостоятельность на практике?

Для всех по-разному! Давайте взглянем на этот навык с разных точек зрения.

Самостоятельный ребёнок 👶

  • уверен в себе;
  • предпочитает своё мнение и свои желания;
  • протестует против гиперконтроля;
  • часто игнорирует советы, не любит непрошеные;
  • рассчитывает на уважение к себе со стороны окружающих;
  • ломает иерархию, т.к. считает себя изначально равным окружающим, хоть детям, хоть взрослым;
  • ждёт от родителей умения убеждать, договариваться, идти навстречу, принимать его аргументы, изобретать подходящие варианты;
  • воспринимает #самостоятельность как свободу и возможности, гораздо реже - как #ответственность;
  • ждёт, что #родители поддержат его, даже если он ошибётся.

Согласно исследованию Фонда Джозефа Раунтри (Великобритания), чаще всего #дети воспринимают семью как источник заботы, помощи, поддержки и любви.

Родители воспринимают семью преимущественно как место общения с теми, кто разделяет твои #ценности. Ценности детей ещё не устоялись, поэтому им трудно воспринимать семью в таких категориях.

Для родителя 👩‍🦱 самостоятельность ребёнка - это…

  • повод для гордости (ребёнком и собой как родителем);
  • больше свободного времени;
  • высокий жизненный интерес, ведь от ребёнка рано исходят мудрые мысли, творческие идеи;
  • помощник в семье;
  • тревога, ведь самостоятельные решения чреваты ошибками;
  • растерянность - когда помогать ребёнку, когда нет?
  • противостояние, часто протест ради протеста;
  • трудности с окружением, ведь за поступки ребёнка спрашивают с родителя;
  • необходимость осваивать новые роли - партнера, наставника, авторитета, а не просто «родителя».

Как показало упомянутое исследование, родители всегда вкладывают в общение элемент контроля и интересуются делами детей, чтобы ничего не упустить, но при этом не торопятся делиться с детьми подробностями своей жизни.

Для школы 👨‍🏫 самостоятельность ученика означает…

  • ученику требуется меньше внимания - учителю проще;
  • #ученик может помогать другим ученикам и в целом поднять планку класса;
  • новые идеи, мотивация для учителя работать с интересом;
  • непредсказуемые результаты успеваемости;
  • несогласие, споры, необходимость тратить много времени на обоснование;
  • потребность в индивидуальном подходе;
  • поиск альтернативных решений.

Развивают ли самостоятельность в школе?

Как часть процесса обучения это навык проработан в школе слабо, но самостоятельность ожидается от ученика - с акцентом на ответственность.

#навыки будущего #образование #школа #компетенции