Найти тему
Папа Научит!

Почему мы хвалим ребёнка неправильно?

Оглавление

Как привить ребёнку правильную привычку, и почему у нас это не получается? Разбираемся, какие ошибки совершает родитель, который хочет к чему-то приучить своего ребёнка.

Воспитание - процесс комплексный, трудоёмкий, и самое главное - постоянный. Опираясь на свои собственные моральные установки, мы стремимся взрастить в ребёнке правильные качества и привычки.

Но одного нашего желания зачастую недостаточно. Даже взрослые с трудом заводят правильные привычки вроде бега по утрам или регулярного чтения. Что уж говорить о детях.

Всё дело в нашем мозге - он очень любит повторять привычные действия, и не любит тратить энергию на что-то новое. Самый простой способ приучить человека к какому-либо действию - использовать поощрение. Оно воспринимается нами как положительное подкрепление и мозг жаждет получить его ещё раз. А потом ещё и ещё. Естественно, если затраченные усилия стоят этого вознаграждения.

Простой пример - если ребёнок будет получать по конфете каждый раз, когда он снимает штаны, он будет заниматься этим чуть ли не каждый день. Если же он будет получать одну конфету за уборку целой комнаты, она так и останется неубранной.

Для закрепления шаблонов поведения также может использоваться и наказание, но это тема отдельного материала. В этом мы сосредоточимся на том, как воспитать в ребёнке нужный навык или привычку с помощью поощрения. Итак, основные ошибки, которые совершают родители:

Выбор поощрения без учета интересов ребёнка

Чаще всего мы ошибаемся, когда выбираем поощрение исходя из наших собственных предпочтений. Тут два варианта - либо мы думаем, что что-то должно нравится ребёнку, либо выбираем то, что нравится нам. Два простых примера:

1) покупаем ребёнку желейные конфетки в форме жучков, а у него они вызывают страх или отторжение

2) дарим ребёнку конструктор, о котором сами всегда мечтали, а малышу гораздо больше нравятся машинки.

В обоих случаях мы проигнорировали желания и интересы ребёнка (не капризы!). Кстати, на такое поведение родители чаще всего реагируют очень негативно: "я для тебя старался, а ты не ценишь". А он вас об этом просил?

Прекращение поощрения слишком рано

Допустим мы хотим научить нашего маленького ребёнка не рисовать на обоях и стенах. Мы покупаем ему бумагу, краски и карандаши и целую неделю подкрепляем его новые творческие позывы вкусным печеньем. Потом резко прекращаем подкрепление, считая, что привили ребёнку новый шаблон поведения. Наш малыш, не получив печенье, скорее всего, решит проверить, как краски будут смотреться на новых обоях.

Формирование привычки и шаблона поведения требует много времени. Чем дольше мы будет сохранять подкрепление, тем сильнее сама деятельность будет ассоциироваться с чем-то приятным. Резкое исключение стимула приводе к потере интереса. Поэтому поощрение нужно сводить на нет постепенно.

Поощрение производится не вовремя

Для наилучшего закрепления ассоциации "действие-подкрепление", необходимо производить подкрепление как можно раньше. Главное - чтобы ребёнок понимал причинно-следственные связи между тем, что он сделал, и за что его похвалили. Лучше всего - заранее приготовить вознаграждение (если оно материальное).

Противоположные сигналы для ребёнка

Чтобы закрепить привычку, необходимо чтобы ребёнок получал правильное подкрепление от всех окружающих. Поясню на примере: вы хотите, чтобы ребёнок ел меньше сладкого, и разрешаете ему за это смотреть мультфильмы. Но зато в гостях у бабушки он получает и сладости и мультики в неограниченном количестве. Такое часто встречается когда ребёнок идёт в школу - дома ему прививают одно поведение, а в школе требуют другого.

Чтобы избежать таких ситуаций, заранее продумайте, кто и в какой ситуации будет контактировать с ребёнком. Важно, чтобы все участники процесса были в курсе вашей стратегии.

Отсутствие перехода к естественному поощрению

Как говорилось в начале статьи, поощрение - самый простой способ закрепления привычки. Однако со временем оно должно уступать место естественному подкреплению. Например, если вы хотите вырастить спортсмена и поощряете занятия бегом, то естественным подкреплением будет участие в соревнованиях и получение медали. Если мы говорим о рисовании, то естественное подкрепление в этом случае - рисунок ребёнка на выставке или доске почёта.

Когда вы поняли, как можно подкреплять поведение естественным образом, начинайте совмещать оба виде поощрения. Постепенно увеличивайте долю естественного до полного исключения искуственного

***

В заключении остается добавить, что использование подкрепления дается не так просто, как кажется на первый взгляд. Без должной стратегии в большинстве случаев оно постепенно сводится на нет. В большинстве случаев – из-за непоследовательности или забывчивости родителей. Чем лучше будет спланировано использование подкрепления, тем большего эффекта в долгосрочной перспективе можно от него ожидать.

-2