В одной из статей в рамках спецпроекта «VR-Class: виртуальная реальность в образовании» мы представили обзор приложений для виртуальной реальности по химии, биологии и физике. Продолжаем знакомить вас с образовательным контентом для VR и представляем решения для уроков ОБЖ, иностранного языка, географии, истории, а также коллекции приложений и платформы, которые можно использовать в школе для организации проектных методов обучения и проведения виртуальных экскурсий.
ОБЖ
Проект VR ОБЖ от экспертов по безопасности
Программа включает более 30 сценариев виртуальных уроков для учеников 5-8 классов по пожарной, техногенной, антитеррористической безопасности, правилам автономного существования и дорожного движения. Все они были разработаны VR-программистами в тесном сотрудничестве с практикующими педагогами, экспертами МЧС, ФСБ, МВД, Транспортной прокуратуры и институтов развития образования. В основе каждого урока – смоделированные в условиях, приближенных к реальным, сценарии правильного поведения и действий человека во нештатных ситуациях.
Сценарии, которые предлагаются уже сегодня:
Для пятого класса: правила безопасного поведения пешеходов и правила поведения при обнаружении в общественных местах неизвестных вещей и предметов.
Для шестого класса: правила поведения при вынужденном автономном существовании человека в природе и правила оказания первой помощи при солнечном ударе, отморожениях и общем переохлаждении.
Необходимое оборудование: смартфоны, любое VR-оборудование
Для седьмого класса: правила поведения при землетрясении, буре, смерче, урагане, наводнении и правила поведения при эпидемии/пандемии.
Для восьмого класса: правила поведения при возникновении пожара в школе и только, правила оказания помощи провалившемуся под лед человеку, правила поведения при аварии на предприятии с выбросом химически опасных веществ, при авариях на железнодорожном транспорте, при получении сигнала «Внимание всем!».
Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Vive Cosmos / Oculus Quest / HP Reverb / Samsung Odyssey.
Виртуальный класс по ОБЖ от компании Rubius
Компания Rubius совместно с командой ученых и студентов Томского государственного университета создала прототип платформы для сборки образовательных модулей с использованием VR/AR. Проект представляет собой серию сценариев для проведения практических занятий в виртуальной и дополненной реальностях.
В библиотеку инструментов, предназначенных для создания обучающих модулей, входит около ста интерактивных 3D-моделей, которые позволяют строить виртуальную среду обучения и тренировать навыки действий в условиях пожара, наводнения, урагана. В модуле есть кнопки сигнализации, огнетушители, емкости с песком, пожарные гидранты и рукава, элементы окружения и интерьера и т.д.
Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive /Oculus Quest / HP Reverb / Samsung Odyssey/ смартфон.
История
Объемная история от компании от «VRT Иммерсивные технологии для бизнеса»
Образовательное приложение для VR-оборудования об эпохальных событиях и персоналиях в истории России. «Объемная история» − своеобразный интерактивный виртуальный музей с анимированной интерактивной картой, и трехмерными виртуальными сценами, позволяющими ученикам оказаться в глубине веков, ощутить себя в гуще событий.
В приложении реализованы темы: «крещение Руси», «полет Гагарина», «взятие Рейхстага» и др.
Необходимое оборудование: смартфоны, любое VR-оборудование.
Виртуальный музей Русского стиля от Центра юзабилити и смешанной реальности Университета ИТМО
Цель этого проекта – создание мультимедийной информационной системы, обеспечивающей доступ к обширному массиву данных об архитектурном ансамбле Феодоровского (Русского) городка в Царском селе.
Комплекс городка был построен в 1917 году по задумке императора Николая II и представлял собой живой музей русского архитектурного стиля. Однако интерьеры Трапезной были полностью утрачены во время Великой Отечественной войны. Благодаря виртуальным технологиям они были «восстановлены».
Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Samsung Odyssey Mixed Reality / Oculus Quest.
Английский язык
VARVARA тренажер по английскому языку от HRVR Academy
Диалоговый тренажер содержит 22 сценария к урокам английского языка для учеников 5-7 классов. Методически выверенные ситуации, встроенные в платформу, образуют завершенный образовательный продукт, применимый для практики речи на уроках.
Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Samsung Odyssey Mixed Reality / Oculus Quest.
География
Пространство «Терра-Тех» от Atlas VR
В основе программного комплекса лежит использование космических снимков и цифровой модели рельефа. Есть возможность как продемонстрировать вид разнообразных ландшафтов, данные о которых уже загружены, так и создать VR-презентацию своего контента при условии, что педагог знаком с системой ГИС.
Продукт в настоящее время проходит пилотную апробацию в лагере «Сириус» и одной из московских школ как инструмент проектной деятельности.
Необходимое оборудование: любой шлем VR или cardboard.
Приложения для VR других направлений
Виртуальная энциклопедия Altair VR
Позволяет 30 ученикам одновременно отправиться в увлекательное путешествие в открытый космос, на дно океана или даже в тело человека. В каталоге более 70 видео формата 360 на разнообразные темы, от естественных наук до ПДД. Частью программы является виртуальный планетарий с эффектом полной симуляции его посещения.
Участникам Программы апробации от Центра НТИ ДВФУ предоставляется бесплатный доступ к трем сценариям из 70.
Необходимое оборудование: VR-шлем Oculus Go / Samsung Gear VR.
VR Siense от Digital Oxygen
Приложение содержит в себе набор сцен виртуальной реальности, в игровой форме рассказывающих о науке. Например, в одной из них Пифагор в беседе со школьником знакомит его со своей знаменитой теоремой и демонстрирует ее действие на примерах, вопроизвести которые в условиях школьного класса было бы невозможно.
Весь процесс обучения сопровождается интерактивными вставками (нужно зажечь огонь в лампах, передвинуть стул или стол, взять предмет со стола) и тестовой составляющей (выбрать правильный вариант). В главном меню реализован поиск по предметам: физика, химия, математика, геометрия и т.д. В приложении присутствует возможность выбора языка.
Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Samsung Odyssey Mixed Reality / Oculus Quest.
Virry
Платформа для расслабления и профилактики переутомления с помощью иммерсивных технологий. Virry позволяет, надев шлем виртуальной реальности, «очутиться» в африканской саванне и просто отдохнуть от повседневной рутины. Разработчики утверждают, что благодаря их приложению происходит смена среды и потока аудиовизуальных стимулов, что можно назвать полезной встряской для сиcтемы категоризации, используемой человеком.
Необходимое оборудование: VR-шлем Oculus Go / Rift / Pico / Sony PSVR.
Интерактивные образовательные продукты
Этот тип образовательного контента представляет собой относительно автономные и завершенные разработки, готовые к использованию на уроках или в качестве домашних заданий. Примеры − Apollo 11 VR или виртуальный музей The VR Museum of Fine Art. Еще одна интересная разработка − онлайн-курс по деловому английскому Virtual Speech, который представляет собой гибридный проект традиционного онлайн-курса и практики в виртуальной реальности.
Разные типы контента могут быть объединены в рамках одной образовательной платформы, как это осуществлено в готовом наборе для школ RedboxVR.
Платформа Центра НТИ ДВФУ − это 23 образовательных продукта в виртуальной и дополненной реальности, в том числе по химии, физике, английскому языку, ОБЖ.
Есть программы инклюзивного образования, где ребенок в игровой форме может научиться простым действиям, которые для него не очевидны.
Образовательные платформы и площадки
Под такими площадками понимают среду, которая создается в реальном времени. Ученики и учитель с помощью VR оборудования одновременно погружаются в виртуальным мир, где вместе ставят опыты, слушают лекции, отправляются на экскурсии.
Самые известные платформы, которые предоставляют среду для обучения: Rumii, EngageVR, Anyland, NeosVR, High Fidelity, Bigscreen, Altspace, Vtime.
Преимущество таких платформ в возможности интерактива и совместного обучения. Например, на уроках английского языка благодаря переходу на платформу Altspace или Vtime можно всем классом устроить виртуальное барбекю, открыв для себя новый формат работы в группах.
Где скачивать приложения
Образовательный VR-контент сейчас можно найти в самых разных источниках.
- в каталогах App Store, Google Play или Steam. В данных сервисах находится несколько десятков самых разнообразных приложений, направленных на обучение и получение новых навыков;
- в «Ютьюбе», где уже сегодня выложены сотни роликов, созданных специально для VR.
- в библиотеках программного обеспечения производителей оборудования.
Кроме того, сегодня все больше компаний направления VR имеют в штате педагогов, методистов и программистов, которые разрабатывают образовательные материалы под заказ и создают их под конкретные задачи для общего доступа. Многие из предложений доступны совершенно бесплатно. Также есть демоверсии, позволяющие опробовать технологию и решить, готовы ли вы платить за конкретное предложение.
Обзор VR-приложений для уроков химии, физики и биологии смотрите в нашей статье «Образовательный VR-контент, который можно применять в школе. Часть 1».
Посмотреть все материалы спецпроекта «VR-Class: виртуальная реальность в образовании»
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.