Еще в 2019-ом году были озвучены цифры, что из 441 вида опасных отходов, 345 видов привезут Саратовскую область. Все эти пестициды, гербициды, масла из трансформаторов и аккумуляторов, смесь хлор органики и отходы химпроизводств будут подвержены «термическому обезвреживанию» на бывшем заводе по уничтожению химического оружия в поселке Горный Саратовской области, который в народе получил название «завод смерти».
Благодаря усилиям экологов перечень отходов, которые планируется завозить на «завод смерти» в поселке Горный Саратовской области, немного уменьшился – на целых 38 пунктов. Это, конечно, повод гордится собой. Но не повод для успокоения. Да, теперь к нам вроде как не повезут нефтешламы, иловые осадки и отходы, содержащие кадмий…. (Кстати, именно те отходы, от которых власти обещали избавить наш промышленный комплекс). Однако от РСО (ртутьсодержащих отходов) и отходов гальванопроизводств никто не отказывался. Как и от пестицидов, гербицидов, бифенилов, галогеноорганики и прочей диоксиногенной дряни. Причем большая часть отходов – 199 из 307 – направляется напрямую на сжигание, то есть на производство диоксинов для нашей с вами окружающей среды. Да и объем отходов остался прежним – 50 тыс. тонн ежегодно.
Очевидно, что предполагаемые объемы отходов рисуются ими от фонаря. Сколько их на самом деле будет, и какие именно – мы никогда не узнаем. Росатом структура закрытая. И уже точно никто нас для общественного контроля к документам и тем более к складам не допустит. А между тем известно, что Росатом не брезгует тем, чтобы выжать из объекта максимум. В качестве примера – повышение проектных мощности АЭС. Невзирая на повышение рисков аварий. Т.е. завозить могут, причем, бесконтрольно – любые объемы. Ну, а что до реакции властей, то, пожалуй, ее можно охарактеризовать одним словом – индифферентная. Им реально все равно, что будет потом… с населением, окружающей средой, сельским хозяйством в затрагиваемых заводиком районах. Главное – здесь и сейчас усидеть на своем месте. Вот зампред правительства Саратовской области Роман Ковальский вещает с трибуны в облдуме, что для них самое важное – обеспечить безопасность завода для жителей области. Да о какой безопасности можно говорить, если завод будет на десятки миль вокруг отравлять воздух, почву, воду, растения и сельхозпродукцию (включая молоко, масло, яйца) такими супертоксикантами как диоксины, которые не только онкогенны, но снижают способность к воспроизводству новых поколений. Плюс к этому мышьяк, ртуть, тяжелые металлы и прочие самые опасные по оценке ВОЗ загрязнители.
И ладно бы они этого не знали… Невежество для управленца, конечно, грех, но простительный. Но они-то в курсе. Мы говорим об этом уже два года подряд. Со ссылками на научные исследования. Т.е. это сознательные действия по принесению в жертву тысяч жителей региона (а в зону значимого воздействия завода попадают 34 населенных пункта Краснопартизанского, Пугачевского, Ершовского и Балаковского районов) в иллюзорно-декламируемых целях всеобщего блага, якобы спасения страны. Нашу область пользуют – как раньше запад пользовал развивающиеся страны – в качестве отхожего места: для размещения грязных производств и опасных отходов. Я уже говорила ранее и утверждаю снова – это экологический геноцид в отношении жителей нашей области и, конечно, других регионов, которые попали в ту же ловушку.….
Власть не отвечает на вопросы, а не прячется за размытыми формулировками и общими фразами. Для получения каких-то внятных ответов, нужны вопросы – и действия! – не экологов или общественников, а жителей. Вот в Калужской области жители Воротынска выступили против строительства у них «завода смерти» – и власть пошла на попятную. В Воротынске заводика уже не будет, ибо инициаторы «столкнулись с проблемой негативного общественного мнения», когда «рост протестных настроений и связанные с этим риски возникновения социальной напряженности не позволяют рассматривать данную локацию для дальнейшей реализации проекта». А у нас жители забились в свои раковины как моллюски, и молчат в тряпочку. Одни михайловцы, жители рабочего посёлка при заводе, за всех решают, что завод нужен. Им-то он нужен. Ибо это их рабочие места. И неважно, что потом будет с их потомством – детьми, внуками. Живут одним днем. А остальные, что же? Неужели позволят решать за себя? Неужели в который раз позволят себя обмануть иллюзорными посулами?
Жители принесенных в жертву районов – успокоились? И что же к такому спокойствию сподвигло? Успокоительные речи министров, заключение «заказной» госэкспертизы, выводы которой были предсказуемы? Или просто нежелание что-то делать?
Кстати, с иском в суд помимо жителей Камбарки вышли кировчане. Протесты в Усолье-Сибирском (это еще один кандидат на размещение ПТК по обезвреживанию отходов I и II классов опасности) вынудили выехать на место и провести специальное совещание и СПЧ и правительство РФ. Если люди готовы защищать свои права на жизнь и здоровье, которые напрямую зависят от состояния окружающей среды, то их начинают не только слушать, но и слышать. Готов кто-то из жителей четырех саратовских районов посудиться с Росатомом? Или хотя бы выйти с пикетом? Или выйти с инициативой референдума? Или сделать что-то еще – для себя и тех, кто рядом? Мы вас поддержим.
О. Пицунова, руководитель регионального отделения Российского Социально-Экологического Союза, член межрегионального координационного комитета «Нет заводам смерти»