Найти тему
Пропаганда

Дорогая наша Морковь. Доколе?!

Чем вызвана истерия по поводу роста цен в России, особенно цен на продукты питания? Ведь цены растут уже давно, в 2014 г. скачок был значительно больше, а истерия началась только сейчас.

Да Вы знаете, а есть ли она эта истерия? Другое дело, что нам пытаются внушить, что она имеет место. Для начала, а есть ли рост цен, о котором говорят? Дело в том, что объявленные в частности на прямой линии с Президентом цены места явно не имеют. Я специально озаботился вопросом - отсмотрел сообщения в интернете и на ОТР о стоимости моркови и свеклы по 100-130 руб./кг, отправился по магазинам и убедился в том, что эти замечательные корнеплоды прекрасно себе лежат везде по 30-35 руб. и везде российского производства. Кроме того, традиционно дорожающие фрукты и ягоды, в этом году и вовсе не подорожали - скажем, клубника стоит 250 руб./кг, то есть ровно столько же, сколько она стоила год и два назад. Ну то есть оснований для шумихи, истерии и прочей общественной реакции мы не наблюдаем. А следовательно нам остается сделать одну малость - попытаться разобраться, а кому и для чего нужно было пытаться имитировать общественную истерию.

Попробуем как обычно попытаться найти историческую аналогию. Наиболее подходящая - близко. Речь идет об очень похожей кампании, проводившейся в самом начале пандемии Ковид-19, то есть в начале 2020 г. Была запущена целая волна сообщений о том, что население подверглось паническим настроениям и безудержно скупает гречку, подсолнечное масло, соль, спички, туалетную бумагу и пр. Якобы названные продукты тотчас же исчезли из продажи, а потом появились по баснословно высоким ценам. Понятно, что ничего подобного нигде в России не происходило. Более того, и волна фейков не достигла желаемого результата - никто не поверил, не ринулся в магазины, не начал что-то скупать. У нас вообще население обладает гораздо более высоким уровнем критичности восприятия. Оно, слава богу, не замечено в ажиотажах на "черные пятницы", даже если по всем телевизорам страны показывают дикий ажиотаж толпы в США или Франции, оно не подсело на покемон гоу или спиннеры и более или менее равнодушно к Пепси-коле и Кока-коле, равно как и к вопросу, кто из них круче (вероятно, подозревая, что их разливают из одной бочки). В той кампании нас сегодня скорее волнует не ее результативность, а ее происхождение. Обращает на себя внимание странность выбора продуктов. Например, гречка в списке явно лишняя, а туалетная бумага тем паче. Видимо, список готовили "серьезные ребята" и он явно плод коллективного творчества. Туалетная бумага в списке выдает американское происхождение всего списка - ведь именно американцы помешаны на туалетной бумаге - некогда из-за дефицита оной у них целые военные базы вставали, а однажды даже американский сектор МКС встал. Русские же в общем, к туалетной бумаге абсолютно равнодушны - они скорее в кризис запаслись бы пачкой бесплатных газет. Хочется вспомнить сцену из американской комедии "Москва на Гудзоне" (1984 г.) - полукилометровую очередь за туалетной бумагой в Москве. Самое интересное, что ни дефицита туалетной бумаги в СССР, ни очередей за ней никогда не было - так американцы спроецировали на СССР свои страхи. Сегодня в нашем списке ситуация повторилась. Гречку в список добавил, по-видимому, добавил другой человек. Это некий консультант, живший в СССР. Он, судя по всему, застал дефицит гречки в позднесоветские годы. Далее он Россию покинул, потому не знает, что сегодня гречка уже давно не пользуется былой популярностью.

Следующий эпизод даже наше правительство приняло близко к сердцу - это эпизод с постановкой задачи регулирования правительством цен на определенные категории товаров (так называемые социально значимые товары). Разумеется, регулирование цен как административными, так и рыночными механизмами слишком тонкое и даже опасное дело, чтобы правительство рискнуло этим заниматься - у нас в правительстве вообще работают только специалисты очень высокой квалификации. Иными словами, понимая невозможность подобного рода вмешательства в рыночную систему, правительство приняло меры исключительно против так называемых инфляционных ожиданий. А именно, идея регулирования цен была спровоцирована очередным вбросом о несоразмерно возросших ценах на сахар и подсолнечное масло. Вброс был ориентирован на то, что население, поверив вражеской пропаганде, ринется в магазины закупаться сахаром и подсолнечным маслом (как и в предыдущих эпизодах), пока те еще не подорожали окончательно, перегрели бы рынок, указанные продукты сначала попросту исчезли бы из продажи, а затем появились вновь уже по более высоким ценам, последнее привело бы к подорожанию ряда сопутствующих товаров и субститутов (конфет, кондитерских изделий, маргарина, ряда фруктов), что как круги на воде продолжило бы расходиться, захватывая все новые и новые категории товаров, в результате чего сформировалось бы существенное падение покупательской способности населения, вызвавшее бы запрос на рост номинальных доходов, в свою очередь приведший к очередному витку роста себестоимости всей продукции, что бы разогнало инфляцию и замедлило бы экономический рост. Объявление же правительства о регулировании цен на отдельные категории товаров даже при том, что правительство и не собиралось ничего делать, погазило инфляционные ожидания и вброс сам собой захлебнулся.

Итак, мы разгадали американское происхождение фейков, а точнее происхождение их из одной из американских спецслужб. То есть интересантом раскачивания российского рынка уже некогда выступали американские спецслужбы. Судя по почерку, авторство последних атак также принадлежало им.

Пока готовился этот материал, подоспел новый эпизод этой кампании. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупные торговые сети, в том числе «Магнит», X5 Group, «Лента», и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, среди ее членов Wildberries, «Утконос» и Ozon) заявили, что подготовленный Минприроды законопроект об ответственности производителей за будущую утилизацию товаров и упаковки создает риски ухода торговли в серую зону, что «с большой долей вероятности» может привести к пустым полкам в магазинах и сокращению выбора в ассортименте интернет-магазинов.  Снова знакомый почерк. Нам уже рассказывали, что системам Виза и Мастер-кард проще отказаться от российского рынка, чем перейти на процессинг НСПК, что Роскомнадзор не сможет закрыть Телеграм, что Россия не успеет подготовиться к Олимпиаде в Сочи, не сможет построить Крымский мост и не справится с ИГИЛ, что Россия не сможет создать вакцину против Ковид-19, а потом, что она не сможет вакцинировать население. Естественно, все эти заявления ровным счетом ничего под собой не имели - это были обычные массово распространяемые фейки, призванные разогреть общественные настроения, создать некий нездоровый ажиатаж в том или ином направлении, короче тем или иным способом России навредить. И, разумеется, все эти попытки с треском провалились. Последняя, указанная выше, попытка, разумеется, провалилась еще до заката того же дня просто благодаря заявлению того же Минприроды, настолько она была неуклюжей, и, не будь первых трех волн, мы бы не смогли понять ее происхождение и вообще ее заметить.

Однако теперь у нас есть все четыре фрагмента паззла, из которых складывается общий вид операции спецслужб. Операция эта, безусловно, достигла просто гигантского размаха, ведь в противодействии ей были задействованы даже первые лица государства, но в результате дала совершенно ничтожный эффект. Да, потеряли спецслужбы хватку, что говорить.