Найти тему
Объятия Отча

Пойте Богу нашему

Оглавление

Насчёт пения в церкви говорено много. И все же хочется вставить свое слово, свое мнение. Более четверти века пою в храме, приходилось регентовать. Могу сказать, что современное пение в церкви далеко от идеала.

Молитвенное пение

В первые века христианства в храме пели все присутствующие, это известно. Не было клироса. Сегодня все вместе они служат на мощах своих же братьев, завтра их самих повлекут на мучения.

Они это знали, поэтому вера была искренней, братская любовь крепче, а молитва горячей.

Мы сегодня расслаблены, нам почти ничто не угрожает. Нас не убивают за веру, мы свободно молимся в храме. Это сказывается на качестве молитвы.

Расслабленность мешает общему строю молитвы и, конечно, пению. Оно превратилось в концертное. Благодаря Великому государю, к нам пришло партесное, западное пение. Слава Богу, хоть орган не звучит на службах, хотя многие не против его.

Самая главная цель церковного пения - оно должно приводить к Богу, настраивать на нужный, молитвенный лад. Оно должно помогать молиться.

Можно ли вообще молиться под современное пение в церкви?! Пусть каждый ответит сам.

Соната

Не сочтите за кощунство, вспоминается мирской фильм "Соната". Может кто смотрел. Главная героиня - девушка - скрипачка. Её отец полностью посвятил себя музыке, отрёкся от семьи ради этого. Он жил обособленно в замке, сочиняя музыку.

Умер он странной смертью - сжёг себя на костре возле замка. Дочь понимает интуитивно, что разгадка его смерти кроется в его последнем произведении - сонате для скрипки.

Девушка приезжает в его замок, начинает играть эту сонату. Ноты этого произведения перемежаются разными непонятными знаками. Выяснилось, что это - масонские знаки.

Отец незадолго до смерти вступил в масонскую ложу. Когда девушка начинает играть сонату, происходят странные вещи. Кто-то чёрный приближается к ней.

Смысл фильма - музыка способна как привести к Богу, так и к совершенно противоположному, падшему существу. Это -великая сила, музыка!

О чем я? О том, что пение в церкви способно как приводить к Богу, так и преследовать обратную цель.

Это важно помнить всем клирошанам, а особенно - регентам, потому что именно они подбирают произведения для пения. Иногда бывает так, что они дают слишком сложные вещи для пения, переоценивая свои силы. В результате исполнение получается, как бы мягче сказать, далеко от идеала. А попросту - звучит смешно. Сопрано не дотягивает, бас кричит и т.д.

Уважаемые регенты! Берите по силам произведения для церковного исполнения! Это все же - не дом культуры, не самодеятельность. Лучше проще, да лучше.

Мы - за старину?

Некоторые ударяются в другую крайность - отвергают партесное пение, возвращаясь к истокам - знаменому, крюковому пению.

Здесь тоже есть своя заковырка. Если уж старина, так старина. Она требует отказа от электрического света. Мрачная, тёмная обстановка в храме, только свечи, нестриженный, суровый батюшка - с этим всем только сочетается древний распев.

Потом. Служба, благодаря знаменому распеву, получается затянутая. Если уж мы решили вернуться к старообрядчеству, отринув прогресс, тогда служить надо по 7 часов литургию. Согласны?

Всё же оптимальным вариантом пения в церкви является простой обиход. Не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю, как говорится.

Громкие истеричные выкрики сопрано при сложных произведениях композиторов, после исполнения которых уместно кричать :"браво" и бросать букеты в клирос, мешают общественной молитве. Это - явно не церковное пение.

Всё орут, и я ору

Ещё один момент. Народное пение наших бабулек. Тут вспоминается хор бабок-ежек из мультика "Летучий корабль". Да ладно бы ещё они так же пели, как те актрисы за кадром, эти же "певуньи" напрочь лишены музыкального слуха и голоса. Поют то в секунду, но в кварту, как кому заблогорасудится.

Нотной грамоте они не обучены, и воспринимают её как нечто враждебное. Можно ли под такое пение молиться? Ответ очевиден.

Почему настоятели терпят таких "певиц"? Да потому что попробуй тронь их, головы полетят. Они ж полны самодовольства. Конфликт с ними грозит жалобой в верха церковные. Кому это надо?

Молитва начинается с молчания

Митрополит Антоний Сурожский сказал, что каждый, вступающий под своды храма, должен молчать. Иначе он становится преступником против общественной молитвы и таинства, совершаемого здесь.

Мы же как ведём себя в церкви? Забываем, что разговаривающим в храме посылаются скорби. Тут у нас ведутся обсуждения недавних событий, погоды, здоровья, а то и анекдоты треплем. Не только в народе, но и на клиросе. Про алтарь не буду.

Попробуйте хоть раз не болтать на клиросе! Церковное пение станет иным совсем.

Пишите комментарии, ставьте лайки, если статья была интересной.