Миф о Святом Граале не просто сюжет в ряду других многочисленных сюжетов, он раскрывает глубиннейшие пласты западноевропейской культуры. Он говорит о ее судьбе, сам являясь частью этой судьбы. Европейские корни Грааля можно обнаружить, в том числе, и у кельтов. Импульсы друидов, передаваемые в рассказах и балладах, стали основой общественного устройства кельтов. Карнутум, современный Шартрез во Франции, был главным местом встреч друидов. В Карнутум находился подземный грот, где хранилось изображение Virgo Patitura (непорочной, Девы-роженницы). В Бретани, Ирландии, Уэльсе и Шотландии осталось еще больше следов этой религиозной культуры. Помимо других источников, кельтская мифология записана и в Четырех ветвях Мабиногьона. В этом трактате также говорится о Граале, но в иной, несколько отличающейся от обычной, форме.
Здесь упоминается котел, который служит атрибутом посвящения. На самом деле существовало два котла: котел возрождения и котел совершенства. О первом говорилось, что он может возродить павшего героя. Другой котел был наполнен пищей, необходимой возрожденному герою, чтобы продолжать путь. Этот котел был пуст для тех, кто приближался к нему, не пройдя определенный жизненный путь.
Керидвен была кельтской богиней-матерью. Она владела котлом, в котором готовила снадобье для возрождения, или превращения. Если бы маленький мальчик испил всего лишь одну каплю того зелья, он познал бы все тайны и в результате нескольких превращений смог переродиться подобно великому друиду и барду Талейесину и стать сначала учеником Мерлина, а позднее и великим магом, подобным самому Мерлину.
Имя Талейсин обозначает “Лоб, излучающий Свет”. Котел и чаша символизируют женский, принимающий, принцип; в высший крест, демонстрирующий аспекты смешения восточного христианства и западной мудрости друидов. Этот крест не просто изображает физическое, а отображает встречу Духа и часто в центре креста солнечное колесо, или копье и меч — символы силы.
Крест — это также символ человека, прочно стоящего ногами на земле с распростертыми руками. В точке пересечения обеих перекладин креста расположено солнце, заключающее в себя сердце и голову: образ человека, обновленного Божьим Духом. Из соединения восточного течения Грааля и традиций Грааля кельтов во времена друидов возникло кельтское христианство и Круглый стол короля Артура.
Мерлин был великим посвященным мистерий друидов и поэтому предвидел грядущие события. Благодаря тому, что он, согласно легендам, взаимодействовал со всеми жизненными сферами, он смог создать такие условия, что Артур родился в Тинтагеле, замке на побережье Корнуэлла, на юго-западе Англии.
По легенде, Мерлин условился с королем Утером Пендрагоном, что молодой принц будет препровожден в безопасное место и воспитан там надлежащим образом. После смерти отца Артура возникли серьезные разногласия по поводу наследования престола, ибо никто не знал, что у короля есть сын. Но в канун Рождества на торговой площади появился камень с воткнутым в него мечом. На этом мече огненными буквами было написано, что тот, кто сможет вынуть этот меч из камня, станет королем Англии.
Многие рыцари пробовали свои силы, но в конце концов именно юный Артур без каких-либо усилий вынул этот меч, тем самым открыв свое происхождение и предназначение.
Как гласят легенды, мудрый Мерлин, инсценировавший все это, стал советником молодого короля, и вместе они принесли стране мир и благополучие. Когда Грааль был привезен в Англию, Мерлин получил указания от Великого Рыбака учредить Круглый стол. Король Утер Пендрагон просил Мерлина передать это наследие своему сыну, поскольку именно Артуру предназначалось создать новое Братство, объединив всех, кто словом и делом боролся со злом.
Однако народ хотел иметь не только непобедимого короля, но рядом с ним и королеву. Но эта женщина, королева Гиневра, принесла несчастье Братству благородных рыцарей: ее отношения с Ланселотом, лучшим другом Артура, породили многочисленные проблемы. Помимо этого, у короля были сложности во взаимоотношениях со своей сесгрой, Морганой, соблазнившей его и родившей ему сына Мордреда, который стал главным противником Артура. Моргана пыталась внести раздор в Братство Круглого стола, но столкнулась с высокой моралью рыцарей. Особенно в этом аспекте стоит обратить внимание на рыцаря Галахада.
Когда Мерлин привел Галахада к Круглому столу, он без каких-либо усилий занял тринадцатое место, став тем рыцарем, которого так долго ждали. В тот же миг ангелы внесли Грааль, и каждый рыцарь, отведал из него чудесную пищу. Это произвело на рыцарей столь сильное впечатление, что они решили немедля отправиться на поиски Грааля, который тут же исчез. Только король Артур остался в Камелоте, и на прошанье рыцарь Гавайн сказал ему: “Теперь ты должен вернуться, потому, что не являешься одним из нас”. Мерлин тоже не пошел на поиски Грааля — он выполнил свою задачу и покинул Круглый стол.
В конце жизни королю Артуру пришлось сразиться с Мордредом. Советники Артура обратились к звездам и посоветовали ему не покидать на следующий день убежище. В ночь перед битвой королю Артуру приснилось, что он лежит, прикованный к Колесу судьбы, которое вращается по воле богини Фортуны. Он находится то наверху как король, то, как нищий, — под колесом. Теперь он понял непреложный закон Колеса инкарнаций: он взглянул на свою жизнь и осознал всю призрачность стремлений к земному добру и совершенству.
С такими мыслями он отравился на битву с собственным сыном. Они нанесли друг другу смертельные раны: Мордред умер, а короля Артура его Друг Бедиверс перенес к озеру, где они вернули меч Эскалибур Деве озера. В то же миг лодка с девятью женщинами причалила к берегу, и короля Артура бережно перенесли в нее, чтобы доставить на остров Авалон (остров Блаженных), дабы излечить его раны и подготовить короля к возвращению на Родину.
Поиск Грааля продолжался. Несмотря на то, что многие рыцари погибли или пропали без вести, Святая чаша была найдена тремя рыцарями: Борсом, Парсифалем и Галахадом, но только одному из них было дозволено приблизиться к Граалю, и как гласит легенда, “после этого он исчез из мира”.
Кого бы не взволновала эта удивительная история с ее благородством, мужественностью и трагичностью? Ведь были когда-то герои! Артур, Ланселот, Парсифаль и Галахад... Ах, если бы они существовали и сейчас! Веками мы привыкли считать, что истинные герои существуют где-то в другом месте, а не рядом с нами. Поэтому даже после столь прекрасного рассказа мы можем спокойно развернуться и продолжать жить по-прежнему.
И возникает невольный вопрос: Существуют ли еще такие рыцари?
Давайте обратимся внутрь себя… В каждом из нас еще сохранилось нечто от внутреннего голоса — совесть, побуждающая идти верным путем. Чтобы услышать этот голос, необходимы тишина и внутренний покой — прислушиваясь к нему, скитающийся рыцарь может узнать истинную цель своей жизни и достичь ее. Наша жизнь продолжается: мы будем есть, пить, спать, и, возможно, однажды в отпуске ненадолго заедем в Тинтагел, посмотреть, осталось ли там еще что- нибудь... И вспомним…
В послании Грааля, которое звучит в каждой строке этой чудесной легенды, легенды о человеческой жизни, — запечатлены реалии нашего паломничества к истинной жизни: наши идеалы, наше малодушие, наши открытия и разочарования. Что мы ищем? Что мы ищем сейчас — в эту эпоху быстрых машин и искусственных материалов? Наша жизнь мало чем отличается от жизни рыцарей, искавших Грааль. Кого-то вдохновляют и ведут высокие идеалы и желание служить людям, кого-то — жажда власти над природой и ее обитателями. У каждой своей причины поиска. В каждом из нас скрыт король Артур. Истинный король, отнюдь не тиран, ответственный перед зовом голосом сердца.