После разбора основных исторических неточностей фильмов «Гладиатор» и «Последний самурай», перейду к фильму «300».
В свое время спартанцы из этого киношедевра наделали много шума и до сих пор продолжают вызывать интерес. По-хорошему этот фильм стоило бы отнести к той же группе, в которую попадает продукция типа «10 000 лет до нашей эры».
Но наличие реальных исторических персонажей с реальными событиями все же делает его историческим, хотя сами создатели в оправдание сказали, что это кинокомикс на историческую тематику.
Как и в упомянутых выше фильмах, картинка хороша, как хороша и работа хореографа. Неплохо нажился и барыга, поставлявший актерам стероиды. В остальном - сплошной бред, начиная от "боевых доспехов" в виде набедренной повязки и масла, которым спартанцы денно и нощно умащивали свои мускулистые тела.
Персы изображены каким-то садо-мазо клубом, а спартанцы – защитниками демократии, которой в их государстве было в разы меньше, чем в Персии.
В реальности Спарта была истинно тоталитарным милитаристским государством с изрядными элементами нацизма.
Вообще хроническое воспевание Спарты, характерное для западной культуры является своего рода маркером, который свидетельствует о том, что Запад еще способен породить очередного Гитлера.
Силы спартанцев преуменьшены, а армия персов – преувеличена. Причем «персидские» воины имеют вид воинов из более поздних времен, да и не всегда персидских.
В реальности эта война была "столь масштабной", что персы ее вообще не заметили. Наши же современники, включая создателей фильма, не заметили того, что прикрывать отход основных сил остались не только распиаренные 300 спартанцев царя Леонида, но и 200–700 феспийцев.
Вообще, у меня складывается впечатление, что, работая над сценарием фильма, его создатели вдохновлялись нацистскими бреднями, противопоставляя какой-то свободный, населенный сверхчеловеками Запад, какой-то гигантской, многонациональной и совершенно чуждой империи с Востока. Когда видишь каких-то «бессмертных», так и мерещится «на нас шли орды пьяных монгольских большевиков!»
За образом Персии угадывается либо Россия, либо менее явная в геополитическом, но не менее реальная азиатская общность, которой может быть и Китай, и Иран, и Индия, да и вообще весь непонятный Западу мир. Ну а Спарта представляет в фильме главных защитников демократии – США, что тоже очевидно.