Основой движения автомобиля, как уже неоднократно говорилось, является контакт колеса с дорогой. Пока колесо катится, оно готово разгонять или тормозить автомобиль, создавая продольную силу, или же поворачивать его, выдерживая боковую. Как только колесо начинает скользить, автомобиль становится неуправляемым.
Это как зимой, пока идёте по чистому тротуару, то можете легко остановиться, или повернуть, или разогнавшись побежать. Попробуйте сделать то же самое на льду. Тут вы просто скользите.
Сила трения качения в контакте шины с дорогой, называемая сцеплением, позволяет автомобилю разгоняться, тормозить и поворачивать. Сцепление имеет свои пределы, превышение которых заставляет колесо скользить. За тем, чтобы продольные и боковые силы не выходили за пределы сцепления, следят электронные системы управления движением автомобиля.
Началось всё, конечно же с тормозов. Мощно стартовать и круто пройти поворот здорово, но быстро остановиться иногда важнее всего в жизни. Антиблокировочная система тормозов (Anti-lock braking system, ABS) с помощью датчиков следит за качением каждого колеса. Как только колесо останавливается, блокируется, начинает скользить, система уменьшает тормозную силу и колесо вновь начинает вращаться. ABS следит за тем, чтобы тормозная сила не выходила за пределы сцепления.
В стародавние времена водитель, нажимая на педаль газа, тянул тросик, который открывал заслонку карбюратора, подающую горючую смесь в двигатель. Сейчас педаль газа никак не связана с мотором. Она просто подаёт сигнал на контроллер управления. Если водитель «топает» по педали и быстро подаёт силу тяги на колёса, то они могут сорваться и начать буксовать. Автомобиль не движется, а колёса крутятся. Датчики это улавливают и «душат» мотор. Так работает противобуксовочная система (Traction control system, TCS или Antriebsschlupfregelung, ASR).
В повороте на автомобиль действует центробежная сила, стремящаяся выбросить его наружу. Как только боковые силы на колёсах одной из осей превысят предельные, ось начинает скользить. Происходит занос задней оси или снос передней. Электронная система контроля устойчивости (Electronic Stability Control, ESC или Elektronisches Stabilitätsprogramm, ESP) так подтормаживает отдельные колёса, чтобы создать крутящий момент, стабилизирующий автомобиль и помогающий ему повернуть.
Следует всегда помнить, что электронные системы только стараются удержать колесо в пределах сцепления. На скользком покрытии на льду зимой или в дождь летом превысить его очень просто. Резкое движение рулём, или разгон, или торможение могут заставить автомобиль неуправляемо скользить несмотря ни на какие системы контроля устойчивости.