Найти в Дзене
Татьяна Трофимова

«Не сложилось»: почему экранная дружба героев «Места встречи» не случилась в жизни?

Оглавление

Более того, именно этот прославленный и такой любимый зрителями дуэт из года в год возглавляет рейтинги актеров, которые так и не смогли найти общий язык ни на съемочной площадке, ни жизни…

Продолжая тему актерских дуэтов, которым, ох, как нелегко было работать вместе, сегодня я хочу рассказать про двух Владимиров, которые, несмотря на все сложности в общении, подарили нам прекрасный фильм и потрясающие образы героев «своего времени».

А кто здесь главный… герой?

Детективный роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», написанный в 1975 году и сегодня считается классикой советской литературы, но буквально затмивший его советский сериал «Место встречи изменить нельзя» (1979 год) поставил под сомнение самый главный вопрос — кто главный герой этой истории?

Сами авторы романа, братья Вайнеры, однозначно дают понять —Шарапов. На это указывает и название романа. Молодой, честный, с идеалами, но не лишенный души и сострадания парень, прошедший войну. Это ли не наша надежда на светлое будущее? Справедливость — мое ремесло. Это ли не про Шарапова?

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

В фильме получилось иначе

Ну, кто из нас рискнет сказать, что Жеглов — не главный? Именно так и были расставлены приоритеты на съемочной площадке. Более того, никого, кроме Владимира Семеновича, ни Вайнеры, ни Говорухин в роли Жеглова не видели.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

А вот роль Шарапова оставалась вакантной довольно долго…

В архивах кинопроб сохранилась фотография Александра Абдулова, которого на роль Шарапова предложил сам Высоцкий. Были и другие кандидаты — все из актеров труппы театра на Таганке.

Но неожиданно в процесс вмешались чиновники Госкино и предложили Владимира Конкина, который хотя и подошел на роль идеально, невольно оказался как бы «навязанным» съемочной группе «сверху». Возможно, именно это и стало первой причиной неприязни между партнерами?

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Два Владимира

Атмосфера на съемочной площадке часто была напряженной. После очередного неудачного дубля, недовольный результатом, Высоцкий не стеснялся в выражениях, а с партнером вел себя именно так, как Жеглов с Шараповым: с позиции старшего, более опытного товарища, временами высокомерно.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

А ведь Конкин в то время был уже заслуженным артистом республики и фильм «Место встречи» был его тринадцатой, несчастливой, как он сам считал, картиной.

Помните эпизод с «пропавшим» из закрытого кабинета делом? Именно этот диалог героев как нельзя лучше раскрывает их реальное отношение друг к другу. Уверена, что дубль был записан с первого раза.

В одном из интервью, Владимир Конкин признался, что однажды, после напряженного съемочного дня, плакал за декорациями. А ведь актеру на момент съемок было двадцать семь, не мальчик.

Через полтора месяца съемок Конкин был готов покинуть проект, четко сознавая, что это будет конец его кинокарьеры.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Ситуацию спас Виктор Павлов (исполнитель роли Левченко), который вместе с Конкиным читал сценарий, помогал актеру готовиться к сценам, а самые конфликтные эпизоды предлагал представить, как комедийные диалоги. И постепенно напряжение между партнерами начало уменьшаться.

Другая атмосфера, другая игра

А когда сюжет фильма дошел до момента внедрения Шарапова в банду, Конкин, наконец-то, полностью раскрылся как актер. Вы заметили, что в этих эпизодах он играет по-другому?

Я, как и большинство зрителей, списала это на рисунок роли, но суть оказалась намного глубже: в этих сценах его окружали актеры, с которыми у него были прекрасные отношения.

Сильный финал

Финал фильма мастерски запутывает зрителя в эмоциях. Ах, если бы не сцена с гибелью Левченко… Арест банды, Шарапов выходит на заснеженный двор, смотрит в небо, Жеглов встречает напарника, жмет руку, они обнимаются.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979

Нет, они не стали друзьями, но и соперничества больше нет, они равны в своем ремесле. Но один выстрел все возвращает на свои места. Для одного главное — его дело, его работа. Для другого… эру милосердия ещё только предстоит построить.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал, встретимся завтра и снова поговорим про кино ;)

-8