Найти тему
minibanda

Крайности детских характеров: «копуши» и «шныри»

У моей подруги Наташи есть удивительный сын Елисей: он совершенно не вписывается в «золотую середину» всех детишек нашей группы. Этот сорванец и проказник является далеко не «эталонным» мальчишкой: хулиган, сорванец и забияка, успевает везде (особенно там, где не требуется), одежда на нём просто «горит».

Потому и воспитатели говорят, что с ним просто сладу нет, что он бывает неуправляем. Наташа по-другому как «шнырь» охарактеризовать своего сынишку не может.
При этом у другой моей подруги Ольги трёхлетняя дочь Милена представляет собой полную противоположность шнырю-Елисею. У неё не получается что-то сделать быстро, как бы она ни старалась. Зато она всё делает добросовестно, с охотой, хоть и неторопливо. В садике и на Милену тоже жалуются: все уже на улице одетые стоят, а Милена только носочки надевает, все уже поели, а она только с супом расправляется, так и «тормозит» всю группу.
На деле же получается примерно так: «Что ты всё носишься, как угорелый? Сядь – посиди хоть немножко!», «А ты чего копаешься? Всегда ты самая последняя!» Вот так и получается, что и так нехорошо, и эдак – плохо. А если посмотреть на деле, то Елисей справляется со всем гораздо быстрее моего «середнячка» Алёшки, да и схватывает он всё просто на лету. А вот Милена отличается обстоятельностью и рассудительностью. И порой меня, спешащую побыстрее расправиться с Лёшкиными сапогами, чтобы успеть на автобус, просто как обухом по голове бьёт её вопрос: «Тётя Лена, а куда вы всё время так спешите?» И, действительно, куда?
Вот так и делят наших детей на копуш и шнырей (что часто делаем и мы сами) или на гиперактивных и флегматиков. И к сожалению, для таких крох не разработаны специальные правила поведения или методики, потому и воспитатели ведут себя с ними так, как подсказывает им собственный опыт воспитания «обычных» детей. Так шнырь привыкает к тому, что он извечный хулиган, а копуша смиряется с осознанием, что она – всегда последняя «черепашка». В то время как в этом совершенно нет их вины, а есть всего лишь особенности темперамента, следствия возрастных или индивидуальных характеристик нервной системы. А как же мы, взрослые можем помочь таким детишкам?
Сначала разберёмся со шнырями. Конечно, с ними не просто: малыш ни секунды не может усидеть на месте, задержать его внимание на чём-то надолго невозможно, он с трудом «фиксируется» как во времени, так и в пространстве, это просто маленький неуловимый кусочек ртути или реактивный двигатель, вокруг которого всё падает и разлетается само собой. 
Но сразу скажу, что никакие угрозы и наказания на него не действуют. Такие Елисеи только хихикнут и продолжат своё дело, ещё и назло, выводя вновь и вновь на негативные эмоции.
Но следует помнить, что с таким «чудом» тяжко не только взрослым, ему трудно и самому справляться с собой. Кроме того при всей их активности и стремительности компания сверстников к таким детям относится настороженно: им непонятно нервозное общение, неумение играть в одну и ту же игру, нежелание подчиняться правилам, частая сена настроений.
Постоянство и последовательность – ваши главные козыри в воспитании шныря (да что и говорить – в общении с любым ребёнком). Говорите всегда спокойно и медленно, как бы уравновешивая стремительность крохи. Хоть это и чрезвычайно трудно, но постарайтесь избегать постоянных одёргиваний «не лезь!», «перестань!», «хватит!» и пр. Лучше пусть самые маленькие победы вашего крохи над собой, его позитивные сдвиги находят в вас отклик в виде похвалы, поддержки, объятия. 
Не пугайтесь и не корите себя за раздражение или гнев. Даже когда вы сердитесь, вы не перестаёте любить своего ребёнка, просто разделяйте плохие поступки и личность ребёнка.
При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов, отсекайте всё, что мешает крохе сосредоточиться (сел есть – игрушка в ящик; будешь рисовать – уберём книжку на полочку).
Составьте и придерживайтесь вместе с малышом чёткого распорядка дня, не давайте послабления ни ребёнку, ни себе – именно вы должны стать для него примером собранности и чёткости.
Обычно шныри очень любят шумные подвижные игры, спортивные развлечения, но вот вовремя остановиться не могут. Потому вам следует ограничивать подвижность чада до разумных пределов. Пополняйте игровой арсенал малыша конструкторами, паззлами, мозаиками, другими настольными играми. Он не сможет долго заниматься ими и тут на помощь вновь должны прийти вы. Ваше терпение и готовность играть в эти игры (а не в мяч или прятки) вместе с ребёнком сподвигнут кроху оставить на время и футбол, и велосипед, поскольку согласие мамы или папы поиграть вместе с ребёнком является для него мощнейшим стимулом.
Теперь поговорим о копушах. Как правило лет до 3-4-х их поведение не вызывает особого беспокойства у родителей: ещё маленький, подрастёт и всему научится. Между тем эти маленькие «черепашки», как говорится, с младых ногтей нуждаются в специальной кропотливо коррекции. Особенно их медлительность (в том числе и физическая) заметна вне дома (в садике, на улице, в общих играх) на фоне сверстников. Потому прислушайтесь к претензиям педагогов по поводу медлительности вашего крохи. Но это вовсе не значит, что малыш делает всё медленно потому, что не умеет или упрямится. Просто ему требуется несколько больше времени, чтобы усвоить, закрепить и сделать изученное. Зато у них есть очень сильная сторона – планирование. Копуши интуитивно ищут способы, чтобы сделать всё заранее, чтобы всё успеть. Потому детишкам постарше можно давать задание составить план «на завтра» со списком дел первоочередной важности (только пусть их будет не очень много) и теми, которые можно делать если останется время (именно они должны быть самыми интересными и притягательными). Пусть малыш проявляет самостоятельность и сам следит за выполнением пунктов плана. А вечером вы обговорите, что ребёнок не успел и почему.
С раннего возраста начинайте приучать копушу к понятиям времени. Пусть он знает, что можно успеть за полчаса, а чего никак за это время сделать нельзя. Очень полезно приобрести различные по времени песочные часы, этот приём может сработать, если малыш ещё не понимает время по часам, не знает цифр. Песочные часы нужно использовать как можно чаще: во время обеда и сборов на прогулку, уборки игрушек и рисования и т.д. засекайте время и хвалите, поощряйте малыша за маленькие «временные» успехи («Ты сегодня молодец! Так быстро собрался – за 15 минут! Даже не весь песочек высыпался!»). Тогда в следующий раз ребенок будет соотносить свои неторопливые действия с наглядным течением времени. 
Очень полезны такие приёмы как различного рода соревнования между взрослыми (которые, как обычно, должны немножечко поддаваться) и детьми, когда малыш заслуженно получает свою порцию похвалы за то, что самый ловкий, быстрый и сделал всё вперёд мамы и папы. 
Копуши, тяготеющие больше к малоподвижным играм, весьма болезненно воспринимают свою некую неповоротливость и неуклюжесть, когда их сверстники гоняют на велосипеде, прыгают через скакалку, им же это ещё не даётся. Потому приобретайте для малышей различный спортивный инвентарь и опять же вместе осваивайте его. 
Вот так мы, родители, можем помочь своим самым-самым любимым, единственным и неповторимым шнырям и копушам. Вовсе не ругая их понапрасну и не называя так, как отмечено в заголовке этого поста, а именуя их самыми послушными, ловкими, смелыми, умными и красивыми нашими сыночками и дочками.