Размер – дробь, обозначающая строение такта, где числитель – количество долей в такте, знаменатель – длительность каждой доли.
Все размеры делятся на 3 группы:
· Простые – характеризуются наличием одной сильной доли в такте.
Это все двух- и трех- дольные размеры (2\2, 2\4, 2\8, 3\8, 3\4 и т.д.)
· Сложные – состоят из двух или более простых однородных размеров:
2\4 + 2\4 = 4\4,
2\8 + 2\8 = 4\8,
3\8 + 3\8 = 6\8,
9\8, 12\8 и т.д.
· Смешанные – состоят из нескольких простых неоднородных размеров. В данном случае каждый смешанный размер существует в нескольких вариантах, так как простые размеры могут быть по-разному сгруппированы внутри него.
2\4 + 3\4 = 5\4 или 3\4 + 2\4 = 5\4
Разницу определяют акценты – выделяется сильная доля каждого простого размера.
Число простых размеров, которые объединяются в составе смешанного, определяет количество возможных комбинаций: так в размере 7\8, который состоит из 3-х простых размеров, существуют 3 варианта группировки:
3\8 + 2\8 + 2\8 или 2\8 + 2\8 + 3\8 или 2\8 + 3\8 + 2\8
90 % популярных мелодий написаны в размере 4\4. Предлагаю варианты для экспериментов с ритмом:
- переход на триольное изложение в кульминации песни;
- смена размера, или чередование размеров в разных частях песни;
- больше всего экспрессии в этнических ритмах – 7\8, 5\4 и прочие сложные «несимметричные» размеры.
- мелодичный и песенный размер 6\8.
Темп – скорость исполнения музыкального произведения; частота пульсирования долей.
Темп является важной динамической характеристикой любого музыкального произведения. Усилить эмоциональное напряжение можно с помощью постепенной или внезапной смены темпа.
Проще всего применить ритмические вариации – постепенное измельчение длительностей в каждом последующем изложении темы, при сохранении исходного темпа. Этот бесхитростный прием применяли еще композиторы эпохи барокко.
Смена ритма триоли на дуоли и обратно с сохранением темпа (Type o negative – A dish best served coldly).