Третья древнейшая цивилизация, связанная с реками Инда и Ганга развивалась немного позднее первых двух. Особенностей их развития тоже хватает и по мнениям некоторых историков, например Л.С.Васильева, Индию можно сравнить в чём-то с античной культурой, в большей степени, чем с восточной из-за большого количества уникальностей, несвойственных восточному миру. Некоторые примеры Индской дравидской письменности до сих пор полностью не расшифрованы. Одной из особенностей письменных источников является то, что они не говорят о привычных вещах для источников того времени — политики, царях, истории, обществе и экономике. Для них больше свойственны — религия и философия.
Список царей и исторических заметок жители Древней Индии, как уже говорилось, предпочитали не оставлять, зато эпос, пусть и появившийся гораздо позже, оставил нам мифические легендарные предания о царях, которые перещеголяли шумерских с их тридцатишестилетним периодом правления. Согласно, этим преданиям Индией раньше правили шесть царей-полубогов. Каждый из них удостоился по четыре миллиона лет власти. Данный период назван жителями Индской цивилизации Манватара. Каждый царь-полубог носил имя-титул Ману. Миф начинает немного пересекаться с историей с седьмого Ману, правившего с 3102 году до н.э. По преданию, он спас рыбку от другой крупной рыбы, пытающейся её съесть и та в благодарность предупредила его о большом потопе. Он построил большой деревянный ковчег, посадил туда семь мудрецов, названных Риши. Он приплыл к горе на севере и высадился там, а Риши позже стали звёздами Большой Медведицы. Миф здесь значительно преобладает, но с историей он связан с датой, которая, к удивлению, иногда указывается в Индийских источниках, чего они не любили делать.
Культура Хараппы и Мохенджо-Даро
Во времена возвышения Киша у Шумеров, постройки Мемфиса в Египте жители долины реки Инд и Ганг жили в скромных маленьких деревнях. Будучи прежде кочевниками, они переселились туда из Центральной Азии, из Африки. Расположение деревень разделилось на три района, отделяемые горами и равнинами. Деревни на северо-западе первыми выросли в города на расстоянии в миле от Инда (современная территория Пакистана). И произошло это ни когда-нибудь, а в районе того самого 3102 года. Люди стали строить двухэтажные дома, здания, изготавливать повозки на колёсах, делать инструменты из меди, рубить лес, обжигать глину, с целью получения обожжённого кирпича для большей его устойчивости к наводнениям. У них даже была своя письменность, канализация, водопровод и верфь, все постройки совершались согласно планировке, что говорит об уникальном уровне развития цивилизации в то время. Жители Инда торговали с Месопотамией драгоценными камнями, такими как бирюза и ляпис-лазурь. Образцами данной развитости служили города Хараппа и Мохенджо-Даро, в честь которых, была названа целая культура индской цивилизации. Об общественной структуре говорить сложно, так как исчерпывающе описывающих социум источников не нашли, а что-то вообще не переведено. Наличие дворцов и огромных зернохранилищ, может говорить о схожей с Месопотамскими обществами структурой, т.е. власть, владеющая землями и людьми, берущая ренту-налог на землю и распределяющая полученные ресурсы в соответствии с нуждами городов и элит. Однако, источники этого периода не говорят ни о варнах, ни о кастах, которые проявились, когда на эти территории поселились индоарии; ни о рабах; ни о примерах частной собственности.
Период благосостояния Индской долины в Хараппский период закончился и историки до сих пор спорят о причинах этого события. Города этой культуры просуществовали с XXIV века до XVIII века до н.э. Одни говорят об упадке той самой культуры и развитости, нарушении нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации, другие об изменении русла реки Инда и затоплениии городов. Третьи говорят о постоянных войнах, истощении почвы, упадке иммунитета к тропическим болезням. Тем временем в долине Ганга собирались и строили свои жилища другой народ — индоарии, мигрировавшие из района Причерноморья и Прикаспия. После конца цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро, они пришли на эти территории, несмотря на отделяющих их тысячи километров и создали новый очаг Индской цивилизации.
Прибытие в долину Инда ариев и их наследие
Индоевропейские племена с начала II тысячелетия до н.э. начали отправляться из мест своего обитания в различных направлениях. Первый поток осел в Малой Азии в виде хеттов, одомашнив лошадей и изготовив боевые колесницы, пусть и не без влияния миттанийцев. Другая ветвь направилась в Иран и Индию. Индийские арии оказались в долине Ганга раньше своих иранских соплеменников, основавших позже Мидию, а потом Иран. Обосновавшись в Ганге, они ассимилировали местное аборигенное население мунда и дравидов, продвигаясь всё дальше и дальше, осваивая земледельческий уклад. Индоарии обладали достаточно высокой материальной культурой — они были знакомы с металлами, использовали плуг, удобрения, ирригационные устройства и средства транспорта, имели развитое ремесло. Это помогло им осваиваться на этих территориях. Кроме материальной культуры индоарии принесли то, что впоследствии станет важной отличительной чертой Индии и по сей день — религиозная и духовная культура. Они уделяли огромное внимание религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям.
Духовно-религиозная культура индоариев
Священными книгами ариев служили веды, главным из которых была Ригведа. Важное значение имело их комментирование и толкование, которым занимались специальные жрецы, обладающие огромным влиянием. Они занимали высочайшее положение в индийской сословной системе варн, представляющей собой основу индоарийского общества. Она состояла из двух высших сословий, пользовавшихся большим влиянием и властью — брахманы, т.е. жрецы и кшатрии, т.е. воины-аристократы, а также из двух низших - вайшья, т.е. земледельцы и скотоводы, которые всё-таки пользовались какими то правами, и шудры, низшая не полноправная варна, состоящая из слуг, рабов, наёмных рабочих, представителей грязных профессий и так далее. Хотя позже, ближе к середине I тысячелетия до н.э. последние две варны немного сравнялись за счёт повышения прав низшей и понижения прав третьей варны, а также появления касты "неприкасаемых" - парии. Особенности варновой системы заключались в том, что рождение человека в определенной варне предопределяла его жизнь. Существует очень мало примеров, когда человек из низшего сословия мог подняться на более высокую ступень. Согласно Ригведе, варны произошли от первочеловека Пуруши. От его уст появились брахманы, от рук — кшатрии, от бедер вайшьи, а от ступней шудры. Рождение человека в определённой варне, согласно ведам, результат его поведения в прошлой жизни — кармы. Чтобы в следующей жизни родиться в более привилегированном сословии нынешнюю жизнь нужно прожить правильно и соответствовать своей варне, выполняя свои функции. Это и обеспечило обществу Индии саморегулирование и отсутствие каких-либо серьёзной классовой борьбы. Брахманы не платили налогов, освобождались от повинностей и телесных наказаний. 9-летний брахман считался отцом 90-летнему кшатрию, что говорит о более высоком статусе жреца, чем аристократа. Согласно ведам, позже ставшим основой для религии брахманизма, еще позднее трансформирующегося в индуизм — основную роль играли три бога. Создателем мира был Брахма — бог добра, бог-охранитель. Верховным богом был Вишну, а доарийским богом "хозяином животных" был Шиву. Последнего иногда называли богом зла. Однако, этими богами Ригведа не ограничивается. Там также рассказывается об Индре — воинственном боге, на колеснице истребляющий своих темнокожих противников, что может говорить о скрытых человеческих порядках и обычаях. И возможно, это относится к завоеванию ариями местного населения. Некоторые тексты, указывают на негативное отношение пришельцев к некоторым традициям доарийского населения, связанным с откровенными эротическими обрядами, что может намекать на религиозный конфликт, победителями в котором оказались новоприбывшие жители, установившие свои правила. Правителя протогосударства ариев называли раджа (магараджа для союза древнеиндийских протогосударств). Раджа собирал 1⁄6 урожая в качестве ренты-налога за пользование землёй с общинников, возглавляли аппарат администрации, состоящий из близких родственников правителя. В некоторых местах правители ещё выбирались в совете знатных жителей, в других уже сформировался наследственный переход власти, а совет старших становился паришадом, советом знати при царе с консультативными функциями. В этой элите и находились брахманы и кшатрии.
Индоарии привнесли огромный пласт изменений в культуру жителей долины Инда. Политика, социальная структура, религиозно-духовная жизнь. Это стало отличительной чертой Древней Индии, выделяющей её из восточных государств, несмотря на близость её культуры с иранцами с их "Авестой”, представляющими, по сути, один и тот же, разделившийся народ. Но всё-таки, уникальность Индии нельзя отрицать. Но что бы было, если бы Хараппская цивилизация не вымерла, какой бы след оставили они?
А как вы думаете, почему погибла культура Хараппы и Мохенджо-Даро? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, если было интересно. Спасибо за внимание.