Найти тему
minibanda

Психологический тест «Рисунок семьи» (часть 2)

После того, как вы оценили общее впечатление от рисунка вашего ребёнка, перейдём к рассмотрению его деталей (первая часть "Рисунок семьи" https://zen.yandex.ru/media/minibanda/psihologicheskii-test-risunok-semi-chast-1-60f86f8a6da73a2e663fe87b )

Если у малыша на рисунках вовсе не прорисованы пальчики, а ручка напоминает «варежку», то это значит, что малыш расценивает их основную функцию, как «средство цепляния за маму»; проще говоря – это недочёт пальцев есть проявление инфантилизма. Не пугайтесь, если пальцев вдруг окажется больше, нежели есть на самом деле: этого члена семьи ребёнок видит более сильным и могущественным, чем других членов семьи.

Если пальцев больше на левой руке - в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи: в детском саду, школе или во дворе.
А вот если у всех руки как руки, а на ручках самого нарисованного автора их меньше пяти, то ребёнок чувствует себя слабее окружающих. И ещё одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.
Если персонажи касаются друг друга руками (держатся за руки, несут на руках малыша и т.д.), то именно эти люди по внутреннему ощущению ребёнка, находятся в тесном эмоциональном контакте. То же самое можно сказать о предметах, которые находятся в руках героев картины.

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле изображенный герой.

Если у рисованного человечка есть «отрывы» (например, голова оторвана от тела или одна рука на расстоянии) – это сигнал, что у ребёнка есть какой-то скрытый страх.
Разрывы контура (чаще всего при изображении тела или головы) – тоже нередки на детских рисунках. Психологи трактуют их весьма странно. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Линии, не доведенные снизу и со стороны шеи, - недостаточный контроль над собственными влечениями.

Мелкие детали (глаза, рот, уши и т.д.), конечно, трудны для детского изображения, но всё же их нельзя выкидывать из внимания при оценке общего впечатления о рисунке.
Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щёлочки символизируют внутренний запрет на плач, наложенный на малыша, страх попросить о помощи.

Один прелюбопытный нюанс – согласно принципам оценки рисуночных тестов, уши ребёнок изображает не просто как орган слуха, а как возможность слышать, прежде всего, критические замечания о себе. То есть получается, что Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А тот, кто «без ушей», вообще может игнорировать то, что о нём говорят.

Герои картины с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Но это вовсе не значит, что именно этот член семьи общается с ребёнком на повышенных тонах. Если рот изображён в виде точки или чёрточки, то этот родственник, по мнению малыша, не имеет возможности влиять на других людей.

Шея на детских рисунках изображается не часто. Что она символизирует? Наличие шеи – есть способность к контролю разума над чувствами. Когда у изображённых героев появляется шея, значит у ребёнка появилось умение контролировать свои чувства.

С головой всё примитивно просто: самый умный член семьи – имеет самую большую голову. А если у вас ваше чадо нарисовало крохотную головку даже меньше, чем у кошки? То-то!

Многие дети в верхнем углу листа рисуют солнце. Если изображена комната, то роль «солнцезаменителя» может играть люстра. Все люди и предметы, помещённые между этим источником тепла и света и автором рисунка, на нём изображённом, расцениваются ребёнком как конкуренты, мешающие в полной мере пользоваться опекой и защитой.

Изображение большого количества мелких деталей у предметов говорит о чрезмерной фиксации ребенка на аккуратности, порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы в жизни семьи.

Обратите внимание и на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребёнка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда эти же чувства могут быть отражены при рисовании героя тоненькой-тоненькой, дрожащей линией – малыш Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

А напоследок ещё раз окиньте взглядом весь рисунок в целом. Равномерно ли по всему листу расположены человечки? А может, смещены в любую сторону от центра? Как и в реальной жизни, на обычном листе бумаги, ребёнок пытается занять столько места, сколько, как ему кажется, он заслуживает. Малюсенький автопортрет говорит о заниженной самооценке.
Если где-то в уголочке изображена группа маленьких человечков, а практически весь лист остаётся пустым, то низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Если все изображены мелко и внизу, оставляя пустым верх, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.

Опираясь на всё вышеперечисленное, родители сами смогут символически трактовать «шедевры» своего малыша. А значит, смогут лучше понять его маленькие тревоги и радости. А это – ключ к действию Удачи!