Это простая история. Девушка встречает мальчика. Мальчик приглашает девочку на встречу. Он собирается взять ее на митинг. Отцу девочки мальчик не нравится. Поэтому он покупает девушке гоночный автомобиль и говорит ей, чтобы она поехала в гонки одна. Девушка покоряет мир ралли.
Девушку звали Мишель Мутон, и до тех пор она была вполне обыкновенной. За исключением, возможно, того, что она гонялась за Citroen 2CV своего отца по Французской Ривьере с 14 лет.
В 1972 году она познакомилась с молодым итальянским гонщиком Жаном Тайби, который пригласил ее на ралли Корсики. На этот раз она была просто зрителем. Но всего несколько месяцев спустя, в январе 1973 года, она была пассажиром Тайби на знаменитом ралли Монте-Карло.
Это простая история. Девушка встречает мальчика. Мальчик приглашает девочку на встречу. Он собирается взять ее на митинг. Отцу девочки мальчик не нравится. Поэтому он покупает девушке гоночный автомобиль и говорит ей, чтобы она поехала в гонки одна. Девушка покоряет мир ралли.
Девушку звали Мишель Мутон, и до тех пор она была вполне обыкновенной. За исключением, возможно, того, что она гонялась за Citroen 2CV своего отца по Французской Ривьере с 14 лет.
В 1972 году она познакомилась с молодым итальянским гонщиком Жаном Тайби, который пригласил ее на ралли Корсики. На этот раз она была просто зрителем. Но всего несколько месяцев спустя, в январе 1973 года, она была пассажиром Тайби на знаменитом ралли Монте-Карло.
Девушка начинает ралли
Отцу Мишель понравилась идея ралли дочери – сам он когда-то хотел стать известным гонщиком. Но ему не нравился Тайби, который казался ему слишком крутым, и ему не нравилось состояние его машины. Поэтому он сказал своей дочери: «Если ты хочешь остаться на ралли, ты должен начать ездить в одиночку. Я куплю тебе машину и заплачу тебе один сезон, чтобы ты мог показать, сможешь ли ты это сделать».
А остальное, как говорится, уже история. Мутон взял семейные сбережения и купил совершенно новый Alpine A110, популярный в то время автомобиль раллийного водителя. Он даже создал гоночную команду, которая состояла из друзей и соседей и которую он назвал Groupe Compétition Grasse.
Звезда Микелы начала быстро сиять. В первом сезоне, 1973 году, она все еще искала путь через мир ралли, но даже тогда ее результаты были многообещающими. Она заняла восьмое место в женском зачете, связанном с Тур де Корс. В 1974 году она стартовала в полноценном ралли Кубка мира и заняла 12-е место в общем зачете среди своих фаворитов. Кроме того, она стала чемпионкой среди женщин как Франции, так и Европы.
С Alpine A110 на ралли Монте-Карло, 1976
Первые шаги как профессионала
Следующий, 1975 год, стал поворотным моментом для карьеры Мишель Мутон. Ее талант заметили представители французской нефтяной компании Elf и предложили ей спонсорство, которое окончательно перенесло ее в мир профессионального ралли. И она также получила первое из многих предложений о переходе на кольцевые гонки - в составе полностью женского экипажа она вывела Moynet LM75 special на первое место в 24-часовом классе прототипов LeMans 24h.
«Пошел дождь, и я помню, когда я начал обгонять всех. Я был одет в слики. Они сказали мне в депо: «Мишель, ты должна остановиться», но я не хотел, потому что я обгонял всех».
Следующее большое изменение в карьере Мишель произошло в 1977 году, когда она подписала контракт с Fiat. Она начала водить 131 Abarth — зверя, который, по ее собственным словам, «ехал больше как грузовик, чем как легковой автомобиль». Но даже с такой брутальной машиной она сумела добиться отличных результатов и даже выиграла ралли Тур де Франс.
С Fiat 131 Abarth на Тур де Корс 1980
Однако перед ралли Монте-Карло в следующем году были плохие новости из Турина. Заводская команда смогла обеспечить поддержку только для пяти автомобилей, и для Мишель не осталось места. Поэтому ей пришлось позаимствовать lancie stratos, на которых обычно ездил Бернард Дарнич, другой водитель Fiat.
Это не стало слишком жалким для Дарнича, который с таким же пренебрежительным отношением, как и многие гонщики после него, пришел в ярость, что женщина уничтожит его машину. Она финишировала седьмой, лучшей из всех lancies в конкурсе. И Дарнич, вероятно, с горечью вспомнил его слова в сентябре того же года, когда Мутон боролся с ним за первое место, пока он не уничтожил свои страты, когда его двигатель перегрелся.
С Ланси Стратос на ралли Монте-Карло
Год с Quatter
Затем разошелся телефонный звонок. Глава заводской команды Audi позвонил и предложил место за рулем их нового Quattro в следующем сезоне. Этот 300-сильный полноприводный зверь был тем, чего раллийный мир раньше не видел.
Потребовался год и еще одно шовинистическое замечание, прежде чем Мишель стала пионером. В 1981 году легендарный раллийный гонщик Ари Ватанен заявил, что «никогда не проигрывает и не проигрывает женщине». Мишель добилась своей победы, выиграв ралли Сан-Ремо, став первой женщиной, выигравшей Кубок мира.
Следующий год был одним из самых тяжелых для Мутона. Во время марафонского ралли в Кот-д'Ивуаре она узнала, что ее отец умер, но выполнила его последнее желание начать соревнование и показать себя с лучшей стороны. И если бы не авария за 400 миль до финиша, она могла бы победить и открыть себе путь к победе в Кубке пилотов. В конце концов, вальтер Рёрль выиграл, первый гонщик WRC, выиграв свой второй титул подряд.
1984 с Audi Quattro на заснеженной RZ
Монстры идут
Группа B, которая начала кататься в 1983 году, стала самой сумасшедшей и самой легендарной главой в истории ралли. Расслабленные правила омологации принесли абсурдные выступления (более 400 лошадиных сил) и небывалый темп. Как прокомментировал другой легендарный гонщик, Юха Канккунен: «WRC для мальчиков, но группа B, это было для всех мужчин». И для одной женщины мы должны добавить.
За рулем чудовищного Quattro Мишель стала одним из немногих людей в мире, кто приручил специальную группу B на ужасающих скоростях через толпы сумасшедших фанатов. И она довольно хорошо справилась с этим.
Но дело было не только в митинге. В 1984 году Мишель Мутон взяла специально модифицированную Audi Quattro в Пайкс-Пик, штат Колорадо, и закончила легендарную гонку здесь как самая быстрая в своем классе. В следующем году она победила в общем зачете, завершив период доминирования американских восьмицилиндровых прототипов. На этот раз известный американский гонщик Эл Унсер выступил с серией шовинистических замечаний. Мутон сухо ответил: «Если у вас есть мячи, попробуйте помчать меня обратно!»
В сезоне 1986 года Мишель заслужил место в команде Peugeot, которая готовила новую и еще более быструю версию 205 T16. Небольшой французский автомобиль позволил ей покорить Германию – или, по крайней мере, чемпионат Германии по ралли. Выиграв шесть из восьми своих предприятий, Мутон стала первой женщиной, выигравшей большой кубок ралли.
В конце концов, однако, именно корситский митинг изменил все. После трагической аварии Анри Тойвонена Мишель Мутон решила, что если группа B закончится, это также станет концом ее раллийной карьеры. И, как мы уже знаем, это тоже кончено.
Я имею в виду, не совсем. Сегодня Мишель Мутон является менеджером FIA, курируя спорт, который она когда-то атаковала, чем с тех пор не занималась ни одна другая женщина.