Какие риски возникают в связи с подачей заявления об использовании земель сельскохозяйственного назначения в качестве лесов?
Для использования лесов предусмотрено довольно обширный круг обязанностей. Но, забегая вперед, отмечу, что большинство из них:
1) не так сложны, как кажется на первый взгляд, для исполнения;
2) ответственность за их неисполнение, на мой взгляд, не очень велика (кроме того, чтобы её установить, нужно сначала провести проверку и т.п.);
3) Постановление правительства № 1509 (которое дает возможность использовать земли сельхозназначения в качестве лесов) снимает значительную часть обязанностей (не нужно готовить проекты освоения лесов, сдавать отчетность в Минприроды, делать лесные паспорта и т.п.).
Независимо от вида использования нужно соблюдать ряд правил, которые установлены этим же постановлением правительства:
1) В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений. Также в соответствии с ч. 3 ст. 111 Лесного кодекса РФ – нельзя рубить леса, которые выполняют некую защитную функцию (к таким относятся те же водоохранные зоны, леса в особо охраняемых природных территориях, городские леса и прочие леса, выполняющую какую-либо защитную функцию). Например, это правило касается земельных участков, которые прилегают к рекам (Ока, Волга и т.п.). Их водоохранная зона составляет 200 метров от берега. Поэтому я бы не рекомендовал рубить деревья ближе 200 метров от реки.
2) Не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев.
3) Не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог.
4) Не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами. Т.е. в том месте, где было установлено снятие плодородного слоя почвы, в любом случае нужно устранить нарушение.
5) Запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев.
6) Не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок.
7) Не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции.
8) Не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
9) Также необходимо будет отчитываться в региональный Минсельхоз с отчетом об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. Порядка, сроков, состава таких отчетов на сегодняшний день не установлено. Я бы рекомендовал в случае подачи уведомления об использовании лесов, например, в течение первого года направить какое-нибудь абстрактное письмо с описанием того, что было сделано на участке в течение этого периода;
10) Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.
С одной стороны, это наверное самый «рисковый» момент в части использования лесов. С другой же, значительная часть обязанностей «дублируется» с тем, что я указал выше.
а) Правила пожарной безопасности утверждены постановлением правительства № 1614 . Там подробно описано, что можно и, что нельзя делать в зависимости от способа использования.
Если их не соблюдать, можно нарваться на штраф по ст. 8.32 КоАП РФ.
По общему правилу нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей
Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Я думаю, что этот абзац не применим, поскольку на сегодняшний день отсутствует порядок установления такого режима на землях сельхозназначения.
Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.
б) Санитарные правила в лесах утверждены Постановлением Правительства № 2047 .
Если их не соблюдать, тоже могут наложить штраф по ст. 8.31 КоАП РФ.
Нарушение правил санитарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей.
в) Правила ухода за лесами утверждены приказом Минприроды России № 534 (прилагаю).
Конкретной ответственности за несоблюдение этих правил законом не установлено. Скорее всего, в случае их несоблюдения будет выдаваться предписание. Про ответственность за неисполнение предписание я писал ранее.
Важно! Несмотря на указанную выше необходимость соблюдения, самых разных правил, Постановлением правительства № 1509 (определяющим возможность использования земель сельхоз назначения) определены специальные нормы для нашего случая. Например, исходя из правил, нужно делать специальные проекты освоения лесов, лесные паспорта и мн. др. Однако в нашем случае – прямо предусмотрено, что большинство из этих обязанностей снято, в частности по общему правилу нужно:
1. Составлять технологические карты лесосечных работ. Но в нашей ситуации постановление правительства № 1509 предусматривает, что рубка лесных насаждений осуществляется без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ;
Также необходимо будет отчитываться в региональный Минсельхоз с отчетом об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. Порядка, сроков, состава таких отчетов на сегодняшний день не установлено. Я бы рекомендовал в случае подачи уведомления об использовании лесов, например, в течение первого года направить какое-нибудь абстрактное письмо с описанием того, что было сделано на участке в течение этого периода.
Во-первых, риски зависят от конкретного вида деятельности. Например, одним из возможных видов является «религиозная деятельность». Религиозные организации (как некоммерческие юрлица) контролируются Минюстом. В частности, таким организациям необходимо представлять специальную отчетность, за её непредставление соответственно может грозить штраф и т.п.
Поэтому еще раз виды деятельности:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
12) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
13) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
14) осуществление религиозной деятельности;
Про заготовку древесины подробнее читайте в первой части.
Отдельно отмечу, что в Лесном кодексе и постановлении Правительства № 1509 еще выделяются т.н. «недревесные лесные ресурсы».
К ним относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, валежник, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.
По ним есть отдельные правила. Эти ресурсы тоже можно использовать. Но тогда нужно еще разработать проект освоения лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
Немного подробнее о правилах, которые я в прошлый раз прилагал (правила ухода, пожарной и санитарной безопасности).
1) Правила пожарной безопасности включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Но все эти меры должны осуществляться госорганами, а не собственниками. На всякий случай, поясню почему. Дело в том, что по общему правилу лесные земельные участки не могут находиться в собственности частных лиц и все принадлежат государству. Их можно только взять в аренду, безвозмездное пользование и т.д. У нас особая ситуация: мы используем земли сельскохозяйственного назначения как леса. Поэтому в данной ситуации применимы только общие правила.
Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова (иначе говоря весенне-летний период) в лесах запрещается:
а) использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Часть правил применяется к собственникам соседних земельных участков:
- Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
- Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
Общие обязанности:
а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
б) уведомлять при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 4 данных правил настоящих Правил (уведомлять администрацию муниципального района и Минприроды Тульской области), не менее чем за 10 дней до их начала, прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;
в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Это один из самых важных в части рисков пункт. Дело в том, что объем подобных средств рассчитывается исходя из фактически осуществляемого вида деятельности, арендованной площади лесных участков, количества работников и т.п. Аналогия закона в подобных вещах не применяется. Т.е. получается, что с одной стороны соблюдать это правило нужно, а с другой физическим лицам, например, исполнять нечего, поскольку все площади в собственности, работников у физического лица быть не может и т.д.
Если примерно прикинуть площадь и виды использования, даже если сложить все участки вместе – максимум, что реально может потребоваться: несколько лопат и огнетушителей. В этой части предлагаю, когда уведомления об использовании лесов будут отправлены и собственник будет реально представлять на каких-именно участках какие виды деятельности будут осуществляться – можно направить запрос в Минприроды России и спросить их о том, что именно точно нужно иметь.
г) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
2) Правила ухода за лесами.
Как я уже указывал ранее – специально ответственности за их неисполнение законом не предусмотрено. Фактически эти правила предусматривают «воспроизводство» лесов. Но мы имеем дело с землями сельхозназначения, где теоретически и не должно быть никаких лесов, кроме защитных лесополос. Каких-либо особых рисков, за что могли бы привлечь к ответственности или иным образом негативно повлиять на собственника – я не вижу.
Поэтому здесь аналогичное предложение – если есть необходимость, можем дополнительно сделать запрос в Минприроды России.
3) Что касается правил санитарной безопасности в лесах.
Правила предусматривают несколько видов различных обследований, мониторинга и т.п.
Все эти мероприятия должны проводиться либо государственными органами, либо теми лицами, которыми разрабатывались проекты освоения лесов. Однако, в нашем случае, Постановлением Правительства № 1509 – прямо предусмотрено, что проекты освоения лесов делать не нужно.
Все правила, которые необходимо выполнять в рамках санитарной защиты уже продублированы в этом постановлении Правительства, кроме одного:
Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений проинформировать об этом Минприроды Тульской области; Т.е. такие уведомления имеет смысл делать, только при выявлении подобных вещей…
Подводя итог, на мой взгляд, несмотря на большой объем ограничений, каких-либо принципиальных рисков в использовании лесов на землях сельскохозяйственного назначения не имеется. Правила, которые нужно соблюдать, во-первых не так сложны, а, во-вторых, для того чтобы выявить такие нарушения, нужно для начала как минимум провести проверку уполномоченным органом.