Увы – поводов для нее так ничтожно мало, и они возникают столь нечасто, что становится грустно, но когда она случается, то действительно вызывает ликование, если не всегда на земле – то на небе точно.
Давайте присмотримся к двум коротеньким притчам Христа:
«Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
А нашед возьмет ее на плечи свои с радостью:
И пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу.
Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет?
А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму.
Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15. 4-10)
Обе притчи начинаются радостью на земле и заканчиваются тем же – всеобщей радостью на небе, ибо оба образа (овца и драхма) символизировали собой покаявшегося грешника, которого «нашел Бог» и значит, спас от вечной гибели и смерти.
Итак, вот она главная причина радости – покаяние бывшего грешника.
Напомним, что первая проповедь и Иоанна Крестители и Иисуса Христа тоже состояла из этого же призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3.2; 4.17).
Покаяние должно было наполнить радостью как землю, так и небо – то самое Царство Небесное, где вместе с людьми радовались бы и Ангелы…
А почему? Почему такую большую радость вызывает покаяние? А разве не радость – вхождение еще одной души в Царство Небесное?
Из земных аналогий – это рождение ребенка. Оно вызывает радость рождения еще одного человека.
А здесь – нечто гораздо более важное. Через покаяние происходит вход в человека не во временный мир, а в вечное «пакибытие». Разве это не повод для всеобщей радости и ликования?
Ведь исполняется главное предназначение человека – стать сопричастником Божественной вечной жизни.
Но – увы! – что же оказалось по факту?
Оказалось, что поводов для радости и всеобщего ликования – увы! – не так много. И это за все две тысячи лет существования христианства.
Не будем говорить за все человечество – обратим внимание на Россию.
Скажите, за свою жизнь вы много видели истинно раскаявшихся людей?.. Вот-вот, и я их видел совсем немного.
Зато сколько людей, которые и не думают ни о каком покаяние, более того – считают его чуть ли не «отстоем», чуть ли не главным признаком «христианского рабства».
Увы – бедная наша страна дает совсем мало поводов для небесной радости.
Ведь народы – как отдельные люди. Они тоже нуждаются в общенародном покаянии.
Разве покаялось наше старшее поколение за коммунистическое прошлое, за пропаганду «научного атеизма» и миллионы покалеченных этим атеизмом человеческих душ?
Разве покаялось наше среднее поколение за безумные девяностые с его погоней за длинным рублем и долларами с полным попранием всех христианских норм нравственности и житие по принципу «человек человеку волк»?
А разве современное молодое поколение «барабанщиков», настроенное только на «жизненный успех», и которым «по барабану» Бог, Церковь и все, что с ними связано, не нуждается в глубоком покаянии?
Увы, увы!.. Грустно. Все нуждаются в покаянии, но все его чуждаются, как чего-то, что их не касается.
У нас все другие должны каяться: Горбачев – за 80-е, Ельцин – за 90-е, Путин и его чиновники и бизнесмены – за остальные годы.
Все – только не я. Я же хороший! Если бы не эти «гады» - все было бы и у меня и у всех хорошо!..
Увы – радоваться самим и радовать небо мы не хотим.
Именно поэтому у нас жизнь такая мрачная, и становится все мрачней.
А что происходит с нераскаянными людьми, народами и городами, тоже пояснил Иисус Христос:
«Горе тебе, Хоразин! горе тебе Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то дано бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
Но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвернешься» (Лк. 10. 13-15).
Увы – на место библейских нераскаянных Хоразина, Вифсаиды и Капернаума, вполне можно поставить и Россию.
Разве Бог не являл за ее тысячелетнюю историю Свою «силу», каждый раз поднимая ее из пепла и являя все новых и новых праведников веры, предупреждавших в случае нераскаянности о грядущих бедствиях?
Как еще совсем недавно предупреждал святой Серафим Вырицкий, бывший современником Сталина и Великой Отечественной войны, что если Россия не покается, то она распадется: дальний Восток уйдет к Японии, Сибирь к Китаю, а остатки русских скукожатся на территории бывшего Московского княжества.
Увы – мы опять ничего знать не хотим, не хотим слышать ни о каком покаянии, а значит над нами осталось только исполниться формуле, выведенной Иисусом Христом, и верной, как для России, так и для любого народа:
«И ты, Россия, до неба вознесшаяся, до ада низвергнешься».
А - у! – кто-нибудь слышит?