Найти тему

Что не так со сказкой "Царевна-лягушка"? (часть 2)

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Краткое содержание первой части:

Царь (сыновьям): женитесь!

Сыновья (царю): ладно..

Царь (в попытке их расшевелить): а чтобы выбрать жену.. а чтобы выбрать жену… пульните в неё из лука!!!

Сыновья (всё также безучастно): ладно..

Иван-Царевич (не ожидая подвоха): лол, я в лягушку попал, мне на ней жениться?)

Царь: )))

Иван (нервно теребя кафтан): пап?..

Царь (потирая руками): Именно. И-мен-но. А теперь конкурсы!

Что ж, стрельба обошлась без жертв. Ну или не обошлась.. Так или иначе, цензура не пропустила кровавые подробности пускания стрел в будущих жён (исходя то ли из соображений возрастного ограничения на детскую сказку, то ли из того, что они всё-таки не об Иване-Дураке пишут, а об Иване-Царевиче, что накладывает некоторые обязательства). В связи с этим переходим к следующему этапу шоу «Хороший тамада, и конкурсы интересные».

Итак, каким-то чудом (без преувеличения, чудом) все братья нашли свои стрелы (я лично не могу наушники найти в пределах квартиры, а они ведь с геолокатором). Впрочем, современный искушённый читатель, конечно, таким чудом не впечатлится. В самом деле, не нужно смотреть все сезоны «Карточного домика», чтобы додуматься: стрелы нужным людям раздали заранее, так что братья просто пришли в обозначенное место, осчастливили сидящих на чемоданах кандидаток и вернулись обратно во дворец с чувством удовлетворения от собственного коварства. Этим и объясняется тот факт, что ни у кого не было неудобных ситуаций с поиском стрелы. Ну, знаете, как это обычно бывает: пульнёшь стрелу, идёшь-смотришь, а её выбросил кто, или цыгане забрали, или вроде та, а вроде и нет. Конечно, удачливость царевичей можно объяснить и куда более прозаичным способом. Скажем, не нужно искать стрелу, если она упала в поле твоего зрения, верно? Ну да ладно, возвращаемся к Ивану. Он, как самый реалистичный персонаж в этой истории, два дня ходил по лесам и горам в поисках своей завалявшейся стрелы. То ли обдумывал побег, но в последний момент передумал, то ли реально искал стрелу, посчитав, что тупо принести любую другую – это не по понятиям. Есть ещё, правда, и третий вариант: искал Царевну-лягушку, но об этом позднее.

На некоторое время оставим бедного (не финансово) Ивана и обратимся к реальному главному герою сказки – собственно, к царевне. Так как сказка является продуктом народного творчества, то трактовки ее неидентичны, однако распространена версия, что Василиса Премудрая, на секундочку, родная дочь Кощея Бессмертного, а проклята была им, потому что оказалась хитрее (но недостаточно хитрой, чтобы скрыть свою хитрость. То есть, по меркам вышеупомянутого «Карточного домика» не такой уж и хитрой). Короче, Кощей посчитал, что Василиса достойна устранения. Тут я бы ещё кое на что обратила внимание. Вот Кощей бессмертный серьёзный человек. Не будем пускаться в рассуждения о том, почему он не питает светлых чувств к родной дочери. Во-первых, он аморален, как и всё русское сказочное зло. Во-вторых, у него отсутствует необходимость в наследнике, продолжении рода, передаче культурного кода, в общем, всех тех прелестей, которые являются неотъемлемой частью смертной жизни. Таким образом, Василиса ему не сдалась. Спрашивается, зачем было превращать её в лягушку? Нет, правда, к чему всё усложнять? Не проще ли было спокойно подождать, когда последняя отойдет в мир иной? Выходит, произошла накладка и, вероятно, Василиса унаследовала Бессмертие Кощея вместе с остальными генетическими бонусами.

Посмотрим на ситуацию глазами Василисы: вы умны (на постоянной основе), красивы (эпизодически) и, с большой долей вероятности, бессмертны. Проблема же всего одна: вы лягушка. Условия снятия проклятия из сюжета понятны: требуется либо смерть того, кто это проклятие накладывал, либо… нет, не поцелуй истиной любви (между Иваном и Василисой на протяжении всего сюжета не будет намёка не то, что на романтику, но даже на банальную привязанность). Вероятно, Кощей был не столь сентиментальной натурой, как та же Малефисента. В сказке деликатно обошли момент с тем, чего там конкретно Василиса добивалась от Ивана, но судя по тому, что она предприняла два заметных шага: а) вышла замуж за Царевича; б) Провела капанию по дискредитации невест старших братьев – делаем вывод, что она должна была из Царевны стать Царицей. Тогда убийство Кощея, произошедшее в конце (о нет, спойлер!) обретает новый смысл: получается, проклятие «схлопывалось» от титула Царицы, а вот сам титул можно было получить либо сторонним путём, через завоевание власти в отдельно взятом королевстве, либо путём убийства Кощея и перехода титула по наследству.

Что же делать в такой затруднительной ситуации? Василиса, из соображений то ли гуманности, то ли прагматичности выбирает окольный путь. Логично, что обращается она не просто к первому попавшемуся царю, а к политическому врагу Кощея (правда, возможно, что любой царь – политический враг Кощея, тогда можно и к первому попавшемуся, тем более что лягушкой долго не пропрыгаешь). И вот тут мы начинаем понимать, почему отец Ивана так спокойно отнёсся к земноводному в качестве невесты своего пусть и не старшего, но всё-таки сына. Отбор невесты, судя по книге, непубличное мероприятие, но нужно понимать, что хоть как-то освещать данное событие придётся. Следовательно, мы можем примерно реконструировать переговоры Василисы с Царём:

Василиса: Хэй!

Царь: ГОВОРЯЩАЯ ЛЯГУШКА???

Василиса: полегче, я дочь Кощея.

Царь: видит Бог, лучше бы это была говорящая лягушка!

Василиса: есть предложение – ты организуешь мне свадьбу со старшим наследником престола, а я объединяюсь с вами против Кощея.

Царь: ты? Против Кощея? Я так понимаю, предыдущее противостояние закончилось тем, что ты лягушка.

Василиса: вот видишь, другие мертвы – а я всего лишь лягушка.

Царь: ….

Василиса: смари, как могу *отбирает у Царя чаёк, выливает в рукав, потом выплескивает жидкость из рукава на пол*

Царь: ….

Василиса: озеро. Здорово, правда?

Царь: если ты разлила на пол чашку чая – это еще не озеро.

Василиса: ладно, я согласна на младшего сына.

Царь: по рукам.

Таким образом, дабы избежать бунта, Царю пришлось провернуть авантюру с Василисой через младшего отпрыска, которого влиятельная аристократия, видно, не считала серьёзной фигурой в борьбе за политическое влияние. Другое дело, использовали ли Ивана в тёмную? Судя по уверенному пусканию стрелы в болото в самом начале повествования – нет, Иван был хорошо проинструктирован. Однако последующая задержка при знакомстве с лягушкой показала, что Иван – партнёр ненадёжный и может слиться в любой момент. Именно поэтому, увидев колебания царевича, лягушка не пытается сохранять иллюзию неожиданного сюрприза и обращается к Ивану по имени и приказным тоном, как бы говоря, «я знаю кто ты, и взрослые тут всё уже решили, мальчик».

Заметьте, обычно кульминацией сказки являются испытания, а счастливой развязкой - свадьба. Но не в этот раз. Свадьбу играют быстро, спешно, можно сказать, в одном предложении. Пока никто ничего не понял и не куда не передумал. Играют сразу после того, как Иванушка и другие приносят стрелы. Разве это норма? Нет! А как же испытания? Нет, они будут: жёнам придётся продемонстрировать итоги своего классического образования: рукоделие, кулинария, дворцовый этикет. Три испытания (стрелу не считаем, это был отборочный этап) есть. Но какой смысл делать все эти телодвижения уже после свадьбы? Где логика? А логика в том, что прагматичность дороже пафоса. На этом, судя по всему, Царь с Премудрой и порешили, по-быстрому связав беднягу Ивана по рукам и ногам узами брака. А вот дальше началась фантасмагория.

Итак, царь объявляет испытание №1: сшить рубашку. Сразу оговоримся, что испытание №2 – испечь пирог. Казалось бы, ну что за бред? Кто же устраивает подобные заочные конкурсы под кодовым названием «папа решает, а Вася сдаёт»? Ответ прост: тот, кто не хочет, чтобы слухи о лягушке поползли раньше времени (тут даже не нужно ждать, когда они до Кощея доползут – хватит и возмущений собственного народа). И вот тут уже подводит Премудрая. Будучи снедаемой червячком несправедливости а-ля «я царевна, я премудрая, я, в конце концов, дочь суперзлодея и должна тут горбатиться над тупыми заданиями в стиле «урок технологии в начальной школе», одновременно слушая этих придурошных невест, которые даже не могут сложить 2 и 2 и смекнуть, что обычную лягушку никто бы не пропустил в невесты к царевичу!!!! Фух, выговорилась…». Так вот, чувствуя некоторую несправедливость сложившейся ситуации, Премудрая, вместо того, чтобы средненько выполнять задания и не высовываться, включает рубильник магии на полную и творит восьмое, девятое и десятое чудеса света.

Относительно же Ивана она вообще не парится. Для примера, пронаблюдаем стандартный день Ивана после знакомства с женой:

Утро: Иван получает задание для жены от Царя.

То же утро, несколькими минутами позже: Иван идёт к Василисе и передает ей вести.

То же утро, ещё несколькими минутами позже: Василиса отвечает, чтобы он не волновался и ложился спать. Иван ложится.

Всё ещё утро.

На следующий день история повторяется.

В принципе понятно, почему на финальном балу Ивану уже было немножко абсолютно всё равно, как там Премудрая в очередной раз произведёт фурор. Он думал только о том, как бы не услышать очередное «утро вечера мудренее» и не свалиться в беспамятстве.

Соответственно, события разворачиваются так. Василиса, чувствуя близость сладкого триумфа, говорит фразу, которая нам в детстве всем запомнилась, в силу своей абсолютной бессмысленности. А именно, она просит Ивана сказать «это моя лягушонка в коробченке едет». Что?.. Что такое «коробченка»? Это коробок спичек? Как в нём можно ехать? Как можно услышать кого-то, кто в нём едет? Вопросы, вопросы и никаких ответов. В общем, по этой фразе видно, что Премудрая под конец уже совсем не заморачивалась. А сама фраза была призвана сыграть на контрасте. Сами понимаете, когда все ожидают, что ты приедешь на спичечном коробке – любая карета произведёт впечатление.

Возвращаемся к Ивану. Послушно сказав про «коробченку» и, тем самым, засвидетельствовав своё присутствие на балу, Иван опрометью кидается домой, пока Премудрая занимается своим любимым делом – кидается едой из рукавов, морально деморализуя соперников. В панике Иван сжигает лягушачью шкурку Василисы, видимо, надеясь, что это её убьет. Сложно представить ужас бедного мальчика, когда Василиса возвращается домой целой и невредимой и с улыбкой сообщает, что… что? Что она сообщает – читателю неизвестно. Но известен итог – Иван добровольно отправляется к бессмертному Кощею и собственноручно его убивает. А на такие поступки людей может подтолкнуть только поистине ужасающая альтернатива. Так что, вам решать, какой процент добра содержится в сказке «Царевна-лягушка» и стоит ли из-за этих 0,01 читать эту сказку детям.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц