Найти тему
Александр Дедушка

"День старичков" в лагере друзей со знаменитой "Мафией" (Дружба и коллектив)

Самоуправление (соуправление)

Я не случайно уточнил название этой главы. Второе название более точно отражает стратегическую линию руководства жизнью коллектива. На мой взгляд, вообще бессмысленно ставить цель развития «полного самоуправления», когда всем и вся руководят сами ребята. Этого не только невозможно достичь, это и не нужно, ибо от педагогов всегда должна исходить глубинное осознание смысла деятельности, которое просто недоступно ребятам, не вышедшим из ученического возраста.

Так что, все-таки, соуправление. Как же оно выстраивается организационно и какие формы имеет?

Напомню, что в «Дружной» - это система ведения сборов «человеками лагеря» - лучшими друзьями последней лагерной смены «Звездочки».

В Лагере друзей – это руководство режимными моментами со стороны ДК и ПДК. Однако коллектив на более высоких ступенях развития требует нового уровня соуправления. И новые формы были постепенно найдены.

День старичков

Первой родилась эта форма. Этот день был изначально запланирован в лагерной смене, а накануне я собрал трех старичков и предложил каждому из них заполнить по своему разумению один час тематической работы этого дня. Надо сказать, что этот день проводился уже в конце лагерной смены, когда коллектив уже во многом успел сложиться. Думается, подобные дни и нужно планировать в этом временном отрезке работы лагеря.

Опыт оказался удачным. Приведу полностью программу этого дня.

В целеполагании я предложил всем на примере организации дня своими же товарищами подумать, какими способностями должен владеть организатор.

День начал Ваня с беспроигрышной «Мафии»…

Не хотел я, думая, что эта игра Вам известна, рассказывать о ее правилах, но поскольку опять мы столкнулись с ней – приведу все-таки.

А вообще, если уж откровенно, то «Мафия» заслуживает того, чтобы о ней не просто упомянули, но посвятили несколько вполне поэтических страниц. На мой взгляд, нет более гениальной игры по интересу и вовлеченности ее участников в игровое взаимодействие. Были случаи, когда, как я читал, срывались семинары вполне солидных и, главное, взрослых людей, непредусмотрительно вовлеченных в эту игру.

Я так подозреваю, что игра была придумана каким-то безвестным гением в 80-е годы прошлого века, когда к экранам наших телевизоров присосался итальянский «Спрут» - сериал, посвященный мафии с незабвенным борцом против нее – комиссаром Каттани.

Игра имеет массу модификаций, что само по себе говорит о гениальности идеи, лежащей в ее основе. А идея проста, как все гениальное – играющие делятся на «честных людей» и «мафию», и далее эти две «партии» пытаются как можно быстрее «уничтожить» друг друга. Вся соль игры заключается в том, что она во многом проходит «вслепую». «Честным людям» приходится лишь догадываться, предполагать и подозревать в том или ином участнике игры «мафиози», и очень часто после его «уничтожения» выясняется, что убит был честный человек. А «убийство» очередного подозреваемого проходит голосованием участников игры – простым большинством голосов, среди которых, разумеется, особенно если на голосование ставится «честный» человек, есть голоса и «мафии».

Для игры идеально подходят обычные игральные карты. Можно, конечно, обойтись и без них, но тогда придется писать на обратной стороне одинаковых с виду карточек – «мафиози», «честный человек» - или просто оставлять пустыми карточки честных людей и ставить кресты на карточках мафиози (и дальше без кавычек). С картами все решается само собой. Карточки с красной мастью означают честных людей, карточки с темной мастью – мафиози. В усложненных модификациях игры, когда используются «судьи», то для двух честных судей – бубновый и червовый тузы, а для главного мафиози – пиковый или крестовый.

Для нормального хода игры необходимо, чтобы число членов мафии представляло собой не более трети от общего числа участников игры. Когда, в случае успешных действий мафии, число ее участников сравнивается с честными людьми, то она автоматически побеждает, ибо может теперь «сбросить маски» и открыто «перестрелять» всех оставшихся в живых честных людей.

Мы с вами попробуем пройтись последовательно от самых простых и немногочисленных по количеству участников вариантов этой игры до наиболее усложненных.

Минимальное число людей для игры в «мафию» - трое. Все очень просто. Берутся три карты, две – «красные», одна – «черная». Красные – честные люди, черная – мафиози. Карты хорошо тасуются и раздаются участникам. Каждый втайне от других смотрит свою карту и узнает, кто же он – мафиози или честный человек. Как только каждый ознакомился со своей ролью, начинается игра. Задача честных людей вычислить и убить мафию, для этого им нужно объединиться вдвоем, «поверить друг в друга» и «проголосовать» за «убийство» предполагаемого мафиозника. Сложность в том, что каждый честный человек уверен только в своей честности. Как бы не ошибиться и не вступить в союз с коварным «мафиозо» и не убить честного человека. А у мафиозника задача вступить в союз с кем-либо из честных людей и отправить «в мир иной» другого, после чего мафия считается победившей. Вся игра проходит в обмене мнениями, подозрениями, склонения к союзу и, наконец, голосованию. Когда два человека из трех подняли руки против оставшегося одного, он считается убитым. Можно посмотреть его карту и узнать, кого же убили – честного человека или мафию, и кто в результате этого победил.

По тому же алгоритму проходит игра вчетвером. Только одному мафиози трудней продержаться. Можно облегчить ему задачу, устроив перед голосованием «ночь мафии». Когда все участники игры закроют глаза и обхватят голову руками. Кто-то из неиграющих будет называть имена всех участников, и мафиози, открыв глаза, просто укажет на того, кого он уничтожает. Имя погибшего объявляется ведущим, и далее игра проходит в рассмотренном выше первоначальном варианте.

Кстати, о ведущем. Им может быть один из участников игры, но тогда могут возникнуть сложности с маскировкой в тех случаях, когда ведущий сам является мафией. Предпочтительнее вариант неигрового ведущего, который, хорошо зная правила игры, просто четко ведет ее ход, оставаясь нейтральным как по отношению к мафии, так и к честным людям.

При игре впятером можно добавить второго мафиози. Тогда после раздачи карт перед началом игры необходимо провести так называемое «знакомство» - мафия должна познакомиться друг с другом, чтобы не убивать «своих». Ведущий просит всех закрыть глаза, опустить головы и обхватить их руками. Последнее, впрочем, не обязательно в этом варианте, но будем потихоньку приучаться к игре в классическом варианте. Убедившись, что никто не подсматривает, ведущий просит мафию открыть глаза и таким образом запомнить друг друга – знакомство мафии состоялось. Далее ведущий просит мафию снова закрыть глаза, принять вид добропорядочных граждан, и уже после этого предлагает всем открыть глаза и приступить к игре. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о мафии, предлагает объединиться с кем-то, и, наконец, кто-то ставится на голосование.

От шести до двенадцати человек – это мафия в классическом и близком к оптимальному составе. Здесь новый качественный сдвиг в игре – вводятся трое «судей». Из них двое честных, а третий не просто мафиозник, он является «главным мафиози». Да, мафия проникла в высшие эшелоны власти. В стопку карт, подлежащую раздаче участникам игры, вводятся три туза – два красных и один черный, пиковый, к примеру. Тот человек, которому он достался в результате раздачи, и становится главным мафиози.

Итак, карты розданы, все посмотрели, кем они стали – мафией или честными людьми. Начинается «ночь знакомства». Ведущий просит всех закрыть глаза, опустить головы и обхватить их руками. Далее слова ведущего примерно таковы:

- Главный мафиози поднимает голову и открывает глаза…

- Рядовые члены мафии (их, напомню, два человека) не открывая глаз, шевелят пальчиками. Главный мафиози посмотрел…, запомнил своих членов мафии…, опустил голову, закрыл глаза….

- Рядовые члены мафии поднимают головы, открывают глаза и знакомятся друг с другом…. Итак, запомнили друг друга, опустили головы, закрыли глаза…

- Все поднимают головы и открывают глаза.

Знакомство мафии состоялось. Его «фишка» в том, что по всем законам мафии рядовые члены не знают своего главного мафиози, а он их знает. Это помогает ему руководить процессом истребления честных людей, но ставит в опасность тогда, когда начинается «отстрел» судей. Не зная точно, кто главный, рядовые члены могут его «завалить», впрочем, иногда это делается сознательно, особенно в обратном порядке – со стороны главного мафиози, который вполне сознательно может «убить» кого-нибудь из своих «пешек», чтобы отвести от себя подозрения и укрепить внешний имидж честного человека.

Теперь надо познакомиться с судьями. Ведущий просит троих судей представиться, то есть назвать себя. Никто, разумеется, не знает, кто из них является главным мафиози.

Судьям вообще принадлежит главная инициатива в выдвижении кандидатов на «отстрел». Выслушав предварительные мнения рядовых граждан, каждый из судей выдвигает кандидатуру подозреваемого. Если двое судей показали на одного, этот человек автоматически принуждается к голосованию. Но перед этим ему дают «предсмертное слово». Он должен сделать последнюю попытку отвести от себя подозрение, убедить всех участников, что он честный человек, и что они жестоко ошибутся, проголосовав за его убийство. После предсмертного слова ведущий ставит на голосование этого «кандидата». Голосуют все участники игры. Если большинство голосов подается за убийство этого кандидата, он считается убитым, его карта открывается, и все смотрят, кого же они убили – мафию или честного человека. Если голосов недостаточно, то судьи предлагают следующего кандидата. В случае, если их мнения полностью расходятся, то голосуются по очереди кандидатуры от каждого судьи. Рано или поздно кто-то бывает убит.

После каждого убийства проводится «ночь мафии». Мафии дается шанс убить кого-то из честных людей. Но это возможно сделать только вслепую, не договариваясь друг с другом. Ведущий просит всех опустить головы, обхватить их руками и закрыть глаза. Он просит каждого из трех членов мафии наметить себе жертву и приготовиться к «выстрелу» (шевелению пальчиками), когда будет называться ее имя. Далее ведущий начинает медленно по кругу называть имена всех присутствующих, внимательно наблюдая за мафиозниками, - на чьих именах они будут шевелить пальчиками. «Выстрелить», то есть пошевелить пальчиками на имя кого-то из честных людей, можно только один раз. Задача ведущего определить, было ли на ком-нибудь из честных людей совпадение – то есть, стреляла ли мафия по одному человеку вдвоем, втроем или все выстрелы прошли вразнобой. Но в любом случае ведущий допроизносит имена всех участников игры и после этого просит открыть глаза. Ему осталось сообщить результаты ночи мафии. Если на ком-то было совпадение (по нему «стреляли» двое или даже трое мафиозников), то этот человек объявляется убитым и соответственно выбывает из игры. Если мафия промахнулась, об этом тоже объявляется, а игра в любом случае продолжается по тому же самому алгоритму. Когда мафиозников остается двое, то убитый во время ночи мафии также определяется по двум совпадениям, ну, а когда остается единственная мафия, то она уже бьет без промаха, - тот, на кого была поднята рука единственного мафиозника, погибает автоматически.

С того момента, как количество рядовых граждан сравняется с числом судей, то есть станет 3 на 3, разрешается стрельба по судьям. Высказываются и рядовые граждане, и сами судьи показывают друг на друга и на голосование ставится наиболее подозрительный судья. Потом ночь мафии, еще смерти…, и в результате «квалифицированно» проведенная игра приводит обычно к решающему треугольнику. Или двум судьям, из которых один главный мафиози, нужно договориться о коалиции с единственно оставшимся честным человеком, или единственный оставшийся в живых честный судья должен выбрать еще одного честного из двух живых рядовых граждан. Это кульминация, которой определяется исход игры – кто же победил, мафия или честные люди.

Немного об условиях ведения игры. Хорошо, если есть возможность, «убитым» чуть задвинуться из общего круга или вообще выйти из него, продолжая наблюдать за ходом игры. В темное время суток или вообще при желании можно использовать свечи. Тогда все начинают игру с зажженными свечами, а свеча каждого погибшего тушится. Вообще игра замечательна тем, что «погибшие» продолжают оставаться в ее поле, с не меньшим интересом наблюдая со стороны за всем происходящим. После очередной ночи мафии им становятся известны мафиозники, и наблюдать за их интригами не менее интересно, чем самим участвовать в игре. Ведущему только нужно следить, чтобы «трупы» не влияли на ход игры своими намеками, взглядами, репликами. Этому помогает правило: «Трупы молчат».

Теперь о модификациях мафии. Ее можно проводить, так сказать, «тематически». Например, «Мафия в городе» предусматривает, что каждый выбирает себе роль городского служащего: от мэра до дворника (учитель, полицейский, бизнесмен, адвокат и т.д.) «Мафия в зоопарке» - это различные животные, «Мафия в ООН» - президенты различных стран. Тогда, после того, когда все выберут себе роли, каждый и высказываться должен в своем ролевом образе, выдвигая свои подозрения против других участников.

И в заключение несколько слов о мафии в многочисленном составе. Мне приходилось принимать участие в играх с количеством до 25 человек. Даже в таком большом составе число рядовых мафиозников не должно превышать четырех человек. Иначе ведущему становится просто невозможно уследить за всеми перипетиями той же «ночи мафии», к примеру. Для облегчения «мониторинга» ночных выстрелов мафии можно «отстрел» производить не вслепую а «в открытую». То есть, после того, как все закроют глаза и опустят головы, ведущий предлагает мафии открыться и с помощью взглядов и жестов договориться о жертве. Если ей это удается за непродолжительный промежуток времени, ведущий объявит об очередной жертве, если нет – то нет.

Вот еще одна интересная модификация мафии в многочисленном составе – введение «комиссара Каттани». Первый погибший честный человек, прежде чем стать «трупом», назначает мстителя за свою гибель и бескомпромиссного борца с мафией «комиссара Каттани» - человека, которому он в наибольшей степени доверяет. У комиссара несколько привилегий. Во-первых его нельзя убить ни во время ночи мафии, ни вообще ставить на голосование до самой кульминации игры, когда число ее участников сократится до трех человек. Во-вторых, во время каждой ночи мафии Каттани может прийти на помощь и спасти погибающего, если он угадает эту жертву мафии. Ведущий после того, как прошел по кругу всех имен и определил погибшего, спрашивает: «Кого спасает комиссар Каттани?» Комиссар называет чье-то имя, и если это и была жертва мафии, то она спасается от верной гибели и остается жить, продолжая игру. Очень интересен бывает вариант, когда первый погибший ошибся и назначил комиссаром Каттани мафиозника. Тут все зависит от его мастерства – сумеет ли он воспользоваться своим положением, подводя под расправу честных людей и не выдав себя вплоть до решающего голосования?

В многочисленных вариантах возможна еще одна модификация с участием комиссара Каттани – введение в состав мафии Джека Потрошителя. Причем, ни тот, ни другой неизвестны вплоть до того, как сами не будут убиты. Каттани – какая-то условленная красная карта, Джек Потрошитель – черная. Они действуют только во время ночи мафии. В этом варианте сама мафия может не участвовать в отстреле, стреляют только Каттани и Потрошитель. Ведущий спрашивает: «Кого убивает Джек Потрошитель?» - и проходит по кругу всех имен. После этого та же самая процедура с комиссаром Каттани. Разумеется, Потрошитель убивает кого-то из честных людей, а Каттани старается убить предполагаемую мафию. В этом варианте после каждой ночи обязательно появляются два трупа. Это значительно динамизирует игру, приближая ее к неумолимой развязке.

И последний вариант – «Парная мафия». Когда участников слишком много, можно предложить участникам разделиться на добровольные пары, каждая из которых будет выступать в игре за одного человека. Этот вариант интересен именно в контексте дружбы. Каждой паре можно надеяться на успех только в условиях полного взаимопонимания, причем, иногда на уровне не только слов, но и жестов и взглядов. За пару секунд договориться о жертве во время ночи мафии (голосует один из пары по соглашению) и при этом не выдать себя – здесь нужно почти интуитивное взаимопонимание. За такими парами очень интересно наблюдать: кто является лидером в паре, кто кого ведет, а кто слепо подчиняется, - массу материала можно почерпнуть, определяя способности к лидерству. Особенно если свести в паре мало знакомых или мало взаимодействующих прежде ребят.

Да, я, кажется, сдержал слово, посвятив мафии столько времени. Но она стоит того. В один из сезонов после завершения очередного дня лагерной смены лагерники вместо того, чтобы идти домой и наслаждаться заслуженным отдыхом, почти каждый день собирались в беседке соседнего детского сада.… Да, ради мафии. И порой баталии к немалому неудовольствию родителей продолжались до самой темноты.

Однако вернемся к Ване.

Итак, Ваня провел пару сеансов мафии, и этим обеспечил хороший эмоциональный старт рабочего дня.

Далее бразды правления взяла в свои руки Женя. Она влила новую эмоционально-деятельностную струю, взяв за основу элементы проведения из «Дня архитектуры».

«Изобрази элементы архитектуры» и дискуссия «Кто важнее?» - ввергли всех в мир архитектурных образов, а последний спор послужил разминкой к следующему часу работы очередного старичка.

Аня провела «Суд над школой». Ребята были поделены на защитников и обвинителей школы, и дискуссия получилась очень эмоциональной, и во время ее была вскрыта вся «подноготная» школы, чего не добьешься никаким анкетированием и расспросами.

Это был один из первых опытов привлечения ребят к «лоцманскому» руководству работой дня по той или иной тематике.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь