Спустя двадцать шесть лет, модуль «Наука» все-таки покинул Землю)
Начатый постройкой еще в далеком 1995 году, как функциональный дублер (т.е. копия, на случай аварии) базового модуля «Заря» международной космической станции, «Наука» была — после успешного пуска «Зари» — перепрофилирована в многофункциональный лабораторный модуль. История ее была долгой, бурной... и не сказать, что всегда оптимистичной.
В ходе постройки модуля выявилось множество технических проблем, небрежности, и откровенного брака. Их исправление затягивало сроки завершения работ на годы, что в свою очередь приводило к устареванию, исчерпанию резерва и выходу из строя прежде исправных компонентов. В общем и целом, сроки запуска модуля переносили шестнадцать раз (а изначально его собирались запустить еще в 2007 году).
Вполне естественно, что такое положение дел не внушало оптимизма. И возникало сильное — навязчивое — подозрение, что так никуда «Наука» и не полетит. Честно признаюсь, что я сам пребывал до последнего в лагере пессемистов, и подозревал, что модуль на самом деле безнадежен, и работа над ним «ведется» исключительно для проформы.
И я редко когда был так рад ошибаться)
«Наука» полетела. Ракета «Протон-М», стартовавшая с Байконура 21 июля 2021 года в 17.58 (интересно отметить, что это был 111-ый запуск «Протон-М»), успешно вывела модуль на переходную орбиту. Отсюда он начнет постепенный подъем к МКС. По рассчетам, «Наука» должна достигнуть станции 29 числа. За шесть дней до этого, 23-го июля, от станции будет отстыкован списываемый стыковочный модуль «Пирс», на место которого и пристыкуется «Наука».
Важность «Науки» для отечественной космонавтики трудно переоценить. Это первый с 2010 года модуль, запущенный для российского сегмента МКС. И один из самых крупных в составе — массой в 20,3 тонны и внутренним герметичным объемом в 70 кубометров, «Наука» значительно расширит возможности российского сегмента. С его пристыковкой, российский сегмент МКС наконец-то получит полноценный лабораторный модуль, аналогичный американскому «Дестини», европейскому «Колабмус» и японскому «Кибо».
Телеметрия с "Науки"
Я полагаю, что не преувеличу, если отмечу, что от запуска «Науки» зависит судьба всей российской пилотируемой космонавтики. Несмотря на все продления срока, Международная Космическая Станция стареет — как технически, так и политически. В современной международной обстановке, шансы на повторный проект такого масштаба исчезающе малы. И с неизбежным прекращением эксплуатации МКС в будущем, перед отечественной космонавтикой непременно встает вопрос: что дальше?
Вывод на орбиту «Науки» позволяет уже с гораздо большим (пускай все еще и осторожным) оптимизмом смотреть на планы создания в конце 2020-ых национальной космической станции. Хотя сам модуль на данный момент не предполагается в ней использовать, опыт его — пускай и затянувшейся — постройки и запуска, будет незаменим для дальнейших работ.