Наш великий святой преподобный Серафим Саровский, будучи современником Пушкина, жил в непростое время.
Это было время расшатывания устоев России, когда атеизм, безверие и религиозное равнодушие все шире распространялись не только в светской жизни, но и в духовно-христианской.
Не случайно поэтому, что ему тоже очень нелегко приходилось в своем Саровском монастыре. Приходилось терпеть гонения, прещения, прямые запреты.
Дело доходило до того, что к входу в монастырь приставляли солдат, чтобы они отгоняли приходящих к преподобному паломников.
И тем не менее это отнюдь не влияло на внутреннее состояние Саровского подвижника.
Все его поучения и наставления кажутся так и пронизанными неземным светом и радостью, той радостью, которую излучал сам преподобный при встрече с любым христианином.
Главное в этих поучениях – наставления о цели и смысле христианской жизни. В самой краткой редакции они звучат так:
«Стяжи дух мирен и рядом с тобой спасутся тысячи».
То есть цель христианской жизни – это постепенное стяжание в себе благодати Святого Духа. Именно она дает возможность не только спасти свою собственную душу, но и помочь в этом святом деле не только ближним, но и всем окружающим людям.
Каким же образом это достигается?
Вот что говорит наш святой батюшка:
«Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа… На нее всякому и всегда есть возможность».
Вот оказывается, почему именно молитва является самым главным и самым сильным средством для получения благодати Святого Духа!
Потому, что «на нее всякому и всегда есть возможность».
В самом деле, другими средствами стяжания благодати являются милостыня и пост.
Но не у всякого есть средства для раздачи милостыни. И не у всякого есть здоровье для того, чтобы поститься.
А вот «средства» для молитвы есть всегда. Поэтому она и является самым главным средством получения благодати Святого Духа.
Далее в своих поучения батюшка Серафим приводит пример такой невероятно действенной молитвы.
Давайте послушаем:
«Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаявшейся матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверованной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!» - и воскресил его Господь. Так-то… велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять».
Итак, еще раз и еще раз св. Серафим подчеркивает, что молитва потому самое действенное средство для получения Святого Духа, потому что всегда находится в руках того, кто хотел бы Его получить.
Однако, самое главное и самое действенное средство – это не значит, самое простое.
Более того – зависимость тут даже обратная.
Молитва – это самое трудное средство получения Святого Духа. Самое доступное, но самое трудное. Вот такой духовный парадокс.
И это легко доказать на практике.
Посмотрите, сколько вокруг построено храмов. И большинство из них не на государственные средства, а на средства благотворителей.
То есть эти богатые люди пожертвовали свои средства на это дорогостоящее строительство. Они оказали «милостыню» - отдали часть своих средств на такое благое дело.
Но вот вопрос – стали ли они святыми? Или хотя бы просветлели духовно, стяжав в себе истинную благодать Святого Духа?
А ведь многие из них дают и средства на другие благотворительные цели – помогают хосписам, больным детям… А вот святыми при этом не становятся.
Теперь возьмем пост. Вокруг ведь масса людей, которые умеют и даже любят «поститься».
Многие стали настоящими «веганами», которые совсем не едят мяса и молочных продуктов. Другие сидят на жестких диетах, чтобы похудеть или избавиться от каких-либо болезней.
Но опять же вопрос – стали ли они хоть чуть святее, чем окружающие их люди? Увы – опять приходится признать, что нет тут никакой прямой зависимости.
А почему? Можете ответить?..
А ответ на самом деле простой. Если бы у них спросить: а как часто вы молитесь и обращаетесь к Богу за поддержкой, прибегаете ли вы не только к личной, но и общественной церковной молитве?..
И вот тут в в 99% мы получим отрицательные ответы.
И все становится на свои места.
Увы – ни пост, ни милостыня, ни многочисленные и дорогостоящие пожертвования не приводят напрямую к стяжанию Святого Духа.
Более того, без молитвы – они часто становятся не только бесполезными, но еще и могут принести вред человеку, который их практикует.
Сколько среди богатых бизнесменов и абсолютных веганов гордецов, которые упоены своими успехами или превосходством над другими людьми!..
Увы – «добродетели», которые они практикуют, без молитвы стали мнимыми и обратились им во зло.
Так что вернемся еще раз к словам нашего мудрого батюшки Серафима. Молитва – есть самое сильное и верное средство стяжания Святого Духа.
Только ее сила прямо пропорциональна ее трудности. А по-другому ни в обычной жизни, ни в духовной не бывает.