Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Стратегический поворот с Ближнего Востока на Азию. США начали реальное сокращение вооруженных сил на Среднем Востоке

Стратегический поворот Америки с Ближнего Востока на Азию может ускориться после «пересмотра положения о Глобальных силах». США завершают разработку планов по сокращению своей глобальной группировки военных баз и перемещению военных ресурсов на Дальний Восток, где, по мнению Вашингтона, они могут оказаться более полезными для противостояния Китаю.

Когда будет завершен, так называемый, «поворот в сторону Азии», о котором впервые заговорили при администрации Обамы, и он станет реальностью отчасти за счет многолетней озабоченности по поводу Ближнего Востока, особенно Персидского залива. Вывод из Афганистана оставшихся примерно 3500 военнослужащих, ставший заголовками новостей из-за того, что положил конец долгим оборонным обязательствам США в этой стране, является лишь второстепенным шагом в этом процессе. Президент Джо Байден призвал в более широком смысле «правильно оценить» глобальные военные операции.

Показательными намерениями Вашингтона стал недавний вывод, в общей сложности оголившей оборону восьми американских военных баз, с этих объектов противоракетных систем Patriot из Иордании, Кувейта, Ирака и Саудовской Аравии, а также удаление из королевства противоракетной системы под названием Terminal High Altitude Area Defense. Система THAAD предназначена для перехвата ракет средней дальности. Саудовская Аравия также может потерять несколько эскадрилий реактивных истребителей и, вероятно, будет подвергнута выводу еще около 700 солдат, дислоцированных в королевстве.

Впереди еще много изменений. В феврале Байден приказал Пентагону проанализировать «военный след» США по всему миру. Министр обороны Ллойд Остин поначалу неясно понимал, что будет означать этот обзор, заявив лишь, что он был разработан с учетом того, чтобы ресурсы США соответствовали «приоритетам внешней политики и национальной безопасности». К концу февраля Остин стал более решительным. Он объявил Китай «задающим темп», что на пентагонском языке означало, что соперничество с Китаем задаст темп оборонному планированию Байдена. Видимо, даже этой риторики было недостаточно, чтобы продемонстрировать срочность. В июне Остин пожаловался, что существует разрыв «между заявленным приоритетом Китая и тем, что мы видели в ряде областей, связанных со вниманием к ним». Другими словами: двигайтесь и делайте «поворот в Азию».

США управляют 800 военными базами по всему миру, и Байден должен был завершить «обзор состояния глобальных сил» к середине лета. Около 165 000 военнослужащих США размещены в 150 странах мира. Похоже, что первоначальное сокращение штатов сосредоточено на Ближнем Востоке. Частично это связано с тем, что американцы не смогли стабилизировать ситуацию в регионе, несмотря на вливание солдат, техники, бомб и денег. Вдобавок с ростом добычи нефти и газа в США Вашингтон стал рассматривать Ближний Восток как менее важный для американских интересов, чем раньше.

Сейчас в регионе около 44 000 американских военнослужащих. Эта цифра включает около 13 500 военнослужащих в Кувейте, 8 000 в Катаре, 3500 в Объединенных Арабских Эмиратах, 3000 в Иордании и 2500 в Саудовской Аравии. В любой «просадке» есть свои сложности. Байден и его дипломатическая команда пытаются убедить союзников на Ближнем Востоке, что, хотя физическое присутствие Америки сокращается, их не бросают. Но, это не помогло аргументам Байдена, когда он настаивал, даже перед лицом быстрых завоеваний восставших святых воинов Талибана, что после ухода США афганское правительство может позаботиться о себе само.

Меры по облегчению беспокойства союзных арабов идут полным ходом. В Саудовской Аравии американские дипломаты пытаются развеять опасения, что вывод войск снижает рейтинг саудовско-американского альянса. Чтобы показать приверженность, Байден тонко нарушил свое обещание отказаться от военной поддержки Саудовской Аравии в Йемене, где Эр-Рияд ведет восьмилетнюю прокси-войну с Ираном.

Прошлой зимой Байден объявил, что США прекратят поддержку «наступательных операций» там. Выяснилось, что словосочетание «наступательные операции» ускользает. США по-прежнему оказывают техническое обслуживание саудовским военно-воздушным силам, используемым в Йемене, через гражданских подрядчиков. Кроме того, американские службы безопасности передают саудовцам разведывательную информацию о Йемене. Защитники политики Байдена говорят, что без такой поддержки саудовцы потеряли бы полное доверие к альянсу. Партнерство по-прежнему считается ценным в борьбе с терроризмом.

Еще один успокаивающий сигнал пришел через отказ от самопровозглашенной приверженности Байдена правам человека. Выразив ранее возмущение убийством Джамаля Хашогги, саудовского журналиста-диссидента, Байден прекратил давление на Саудовскую Аравию с целью привлечь к ответственности наследного принца Мохаммеда бен Салмана, фактического правителя королевства. В феврале в отчете американской разведки говорится, что бин Салман был связан с убийством, но Байден отклонил требования, чтобы он что-то с этим сделал, потому что «мы никогда, насколько я знаю, когда у нас есть союз с какой-либо страной, не переходим к действию. Глава государства наказал этого человека и подверг его остракизму». Это произошло в начале июля, когда заместитель министра обороны королевства, который оказывается братом бин Салмана, посетил Вашингтон и провел переговоры на высоком уровне по Йемену и Ирану. Дело Хашогги в повестке дня не стояло.

В других частях Персидского залива Байден пытается преуменьшить для союзников важность военного присутствия США. Богатые нефтью и газом мини-государства вдоль побережья Персидского залива долгое время зависели от США в плане безопасности, сначала от Советского Союза, а затем от Ирака или Ирана. Со временем США усилили свое присутствие на побережье, разместив ряд баз, простирающихся от Кувейта через Бахрейн и Катар до Объединенных Арабских Эмиратов.

Но во время своего пребывания у власти президент Барак Обама намекнул на снижение важности Персидского залива. Без участия союзников из Персидского залива США и другие крупные державы начали переговоры, направленные на сдерживание ядерной программы Тегерана. Обама настаивал на том, чтобы страны на западном берегу Персидского залива «делили соседство» и перестали рассматривать Тегеран как закоренелого врага.

Президент Дональд Трамп отверг ядерное соглашение Обамы, но он также предупредил страны Персидского залива о том, что они должны научиться защищаться. С приходом к власти Байден хочет возобновить ядерную сделку. Снижение напряженности на Ближнем Востоке означает, что он может более полно уделять внимание Азии. Но Абу-Даби, Бахрейн и Саудовская Аравия, по крайней мере, выразили опасения, что его деятельность приведет к тому, что Иран станет более агрессивным.

В апреле администрация Байдена предложила свой первый паллиатив: решение продать ОАЭ военной техники на сумму 23 миллиарда долларов, включая истребители-невидимки и дроны. В самом деле, это может укрепить надежду Байдена на сотрудничество с Ираном и одновременно снимает озабоченности союзников. Иранские военные ставленники вмешиваются в разрушительную гражданскую войну Сирии на стороне президента Башара аль-Асада и держат мертвой хваткой в Ливане Хезболлу, политическую партию-клиента Ирана, и тамошние ополчения.

В течение первых семи месяцев пребывания Байдена у власти иранские союзники в Ираке нанесли 30 атак с применением 46 ракет и вооружений с дронов по силам США. Вице-адмирал США в отставке Джон Миллер предупредил, что сокращение сил в Персидском заливе может вызвать новые атаки. «С меньшим количеством военных средств, способных защитить наши силы от таких атак или начать ответные меры, когда они происходят, Тегеран и его ставленники, вероятно, будут продолжать эскалацию», - сказал он.

Пентагон, похоже, готовится к такому повороту событий, и одновременно готовится к сокращению физического присутствия. Весной прошлого года США незаметно закрыли три военные базы США в Катаре и перебросили оборудование и войска в Иорданию, чтобы увести их подальше от иранских ракет и беспилотников. Тремя закрытыми базами были главный лагерь ас-Сайлия и южный лагерь, которые служили складскими и плацдармами для танков, бронетехники и другого оборудования; и лагерь «Сокол», в котором хранились боеприпасы.

Насколько далеко зайдет сокращение штатов на Ближнем Востоке, все еще обсуждается. Критики американской империи военных баз предлагают крупную операцию на Ближнем Востоке. Они предлагают закрыть большую военно-морскую базу в Бахрейне, сократить военное население других баз и поощрить страны Персидского залива к примирению с (предположительно) готовым к сотрудничеству Ираном. Более мелкие решения включают замену больших оснований на меньшие, чтобы разместить оборудование и принять вращающие силы. Численность войск может быть уменьшена даже на базах, которые остаются открытыми. Председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли отдает предпочтение этому варианту. «Я не сторонник больших постоянных военных баз. Я думаю, что это то, что требует пристального внимания», - сказал он.

Присутствие таких небольших, но постоянных сил - это также способ продемонстрировать приверженность за небольшие деньги. Независимо от точной окончательной конфигурации сокращения, вы можете попрощаться с Ближним Востоком как с военным центром США, которому уделяется большое внимание.

DANIEL WILLIAMS

Washington Post, Los Angeles Times и Miami Herald.