Найти тему
Две Войны

«Белые пришли- грабят, красные пришли- тоже грабят»- Гражданская война в России глазами простого крестьянина

Оглавление

Российская империя возделывала рекордное количество пахотных земель и была крупнейшим экспортёром зерна в мире. Несмотря на это, до благополучной жизни большей части крестьянства было ещё далеко, и в 1917-1918 гг. деревня с сочувствием и воодушевлением приняла лозунги эсеров, а затем и большевиков.

Как представлял себе обычный крестьянин реализацию Декрета о земле? Что теперь каждый трудящийся на земле человек будет иметь земельный надел, получать с него урожай и никаких долгов землевладельцам и другим кредиторам платить с него не будет. Всё, что заработал – всё это твоё, наконец-то!

Вместо цивилизованного грабежа – грабёж прямой

На деле – крестьянин не стал хозяином своей земли и выращенного своим трудом урожая. Вместо помещика его стало обирать государство – причём в гораздо бо́льших размерах. Оно ввело в деревни продотряды, которые, тыча крестьянам в лицо стволами и угрожая расстрелом, стали просто отнимать у них зерно и другие продукты.

«А если ты что-то имеешь против – то придёт твой бывший барин с белогвардейцами, и они сгноят тебя в тюрьме за то, что ты помещичью землю себе забрал», – утверждал крестьянину один из приёмов большевистской пропаганды.
Крестьянский труд. Фото в свободном доступе.
Крестьянский труд. Фото в свободном доступе.

Разумеется, крестьяне обижались на этот грабёж. Никому не понравится, когда у него отбирают заработанное тяжким трудом – ни кулаку, ни середняку. Кстати, на селе «кулак» – понятие вполне определённое. В отличие от большевистских комитетов, которые трактовали его и так, и сяк.

«Кулак» на селе – это крестьянин, который сам не работает, а использует труд батраков. А если он трудится на земле и на ферме сам, но при этом богато живёт, то это не кулак, а – хороший хозяин.

Продразверстка и реквизиции никого не устраивали. Крестьяне реагировали на эти грабежи сокращением посевов. Потому что если ты сократил посев, то с тебя много и не возьмут. И вообще, какой смысл надрываться, если результаты твоего труда у тебя отнимут? Эта тенденция привела к тому, что при неблагоприятных погодных условиях начался голод – ещё одно пагубное и прямое последствие гражданской войны.

Крестьяне Российской Империи. Фото в свободном доступе.
Крестьяне Российской Империи. Фото в свободном доступе.

«Без меня большевики обойдутся»

Ни за белых, ни за красных среднестатистический русский крестьянин воевать не хотел. Но и те, и другие заставляли его это делать добровольно-принудительными мобилизациями. Естественно, боеспособность таких воинов, из-под палки набранных в Красную или Белую армию, была невысокой (хотя Белые так редко поступали). Но обобщать, конечно, нельзя: многие втянулись в ратное дело и сделали военную карьеру.

В отдалённых регионах селяне, поддерживая лозунг «Земля – крестьянам!» и почитая Ленина, потому что слышали – он «дал народу свободу», всё-таки старались дистанцироваться от военно-политических потрясений.

К примеру, любопытные свидетельства очевидцев событий гражданской войны собраны в лаборатории исторического краеведения Алтайской государственной педагогической академии.

Красноармейцы в деревне. Фото в свободном доступе.
Красноармейцы в деревне. Фото в свободном доступе.

Из первых уст

Интересно, что в рассказах этих очевидцев нет понятий «революция», «гражданская война», «большевики», «белые». Алтайские крестьяне говорили – «переворот», «заваруха», «банды», «партизаны», «казаки».

Алтайские крестьяне явно воспринимали революцию и гражданскую войну как бы со стороны. Ни в одном рассказе нет сопричастности событиям, нет горячей поддержки какой-то одной из воюющих сторон и желания поддержать её. Уцелеть бы самому в этой кровавой «заварухе».

Старожилка села Михайловка Христинья Алексеевна Кузнецова, которая в гражданскую была девочкой-подростком, вспоминала:

«В 18-м году чехи какие-то пришли, очень нас гоняли. Наши от них бежали – коней запрягли, и в горы. А они догоняют и убивают. У нас тятю так убили, на горе…Осталась мама с 5-ю детьми, и наша жизнь стала совсем плохая».

Отцу Анны Васильевны Рохлиной повезло больше:

«Прискачут какие-нибудь – не то красные, не то белые – мама берёт большой котёл с выжарками, готовит им есть, кормит. Они поедят, и забирают наши валенки, свои рваные вещи побросают, а наши возьмут – и уходят. Коней тятиных заберут: у своих-то ноги посбили. А один раз тятя приехал совсем голенький. Его в поле перевстрели – и раздели, и разули. Так безо всего и приехал – только ноги соломой прикрыл от холода».

🔵 «Россия умирает, мы присутствуем при последнем её вздохе»- как сражались с красными казаки Дутова?

Бойцы ЧОН, участвовавшие в подавлении восстания крестьян на Тамбовщине. Фото в свободном доступе.
Бойцы ЧОН, участвовавшие в подавлении восстания крестьян на Тамбовщине. Фото в свободном доступе.

У Татьяны Михайловны Тарасовой из села Староалейского, 1904 года рождения, гражданская война прочно ассоциируется с изъятием хлеба.

«Хлеб всё выжимали. С нашего отца выжимали хлеб. Мы почти всё отдали, а часть заховали. Но у отца ещё требовали. Он – «нету». Его тогда посадили с другими мужиками в холодный подвал, где раньше был был богатый дом. Посадили их, и не кормили, пока ещё развёрстку не дадут».

Подвести итог хотелось бы известными словами крестьянина из фильма 1934 года «Чапаев» (актёр Борис Чирков): «Белые пришли – грабют. Красные пришли – тоже грабют. Ну куды же крестьянину податься?»

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм и 👉 сайт. Пишите своё мнение!

Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, кто больше досаждал крестьянам: белые или красные?

🔵 Егорлыкское сражение Гражданской Войны. В одном бою сошлись 20 тысяч кавалеристов