Найти тему

Исследование фотографий однодвигательного истребителя сухого Checkmate (СУ-75) с MAKS-2021: характеристики и особенности

Оглавление

(ОБНОВЛЕНО!!!  НОВЫЕ ФОТО СНИЗУ) 16 июня 2020 года в сети появились фотографии неизвестного до этого однодвигательного истребителя (или макета истребителя) готовящегося для демонстрации на международном авиасалоне МАКС-2021. В нескольких абзацах мы суммировали всю имеющиеся информацию по теме. Зачем нужен новый однодвигательный истребитель пятого поколения России?

Что за однодвигательный истребитель / демонстратор истребителя под именем Checkmate (шах и мат) Су-75 попал на фото аэродрома города Жуковский?

Су-75. ОКБ «Сухого» работает над созданием однодвигательного легкого тактического истребителя. Первый полет в планах на 2023 год.
Су-75. ОКБ «Сухого» работает над созданием однодвигательного легкого тактического истребителя. Первый полет в планах на 2023 год.

По всей видимости на фотографиях однодвигательный истребитель, разрабатываемый компанией "Сухой" с прицелом продажи на рынки стран Азии, Африки, стран Ближнего востока и Южной Америки. В СМИ уже встречалась информация о том, что компания "Сухой" разработала новинку по своей инициативе на деньги от продажи авиатехники. Государственного заказа на такой истребитель ещё не было. На самолёт нанесен бортовой номер «75», на хвосте заметен регистрационный номер — RF-00075, что может указывать на маркетинговый индекс «Су-75».

Какое название у нового российского однодвигательного истребителя Checkmate или СУ-75?

Название программы, как и названия самого макета / истребителя, публика еще не знает. Есть предположения, что проект получит название Су-75 в соответствии с традициями фирмы Сухого. Пока вся PR-кампания вокруг самолета построена на основе термина Checkmate, который означает ход конем, или шах и мат в исполнении фигуры коня, в данном случае.

Су-75
Су-75

«Ход конём» — крылатое выражение, означающее хитрый ход, неожиданный поворот событий, обходной манёвр в каком-либо противостоянии. Так же называется сайт с будущей презентацией самолета:  checkmate.uacrussia.ru. Несмотря на домен «ru» на сайте все на английском языке. Почему? Ответ в конце статьи.

Почему ЛТС Checkmate (Су-75) так назвали и причем тут конь?
Почему ЛТС Checkmate (Су-75) так назвали и причем тут конь?

Мало кто из специалистов понял, что профиль истребителя ЛТС Checkmate (Су-75) очень напоминает фигурку шамотного коня. Мы сумели проследить эту отсылку и наглядно демонстрируем схожесть на картинке сверху.

Судя по всему образ коня понравился пиарщикам Сухого еще и схожестью с лошадью. А мы знаем что в перспективе Су-75 должен стать универсальной легкой рабочей лошадкой ВВС России и стран союзников. Образ лошади дающей мясо, молоко, физическую силу пришелся тут очень кстати. В этом плане новый ЛТС продолжает славную традицию советских одномоторных многоцелевых истребителей Миг-23, Миг-27 и Су-17 не получивших продолжения и даже модернизации из-за развала СССР.

Новый истребитель «ход конем» в шахматной игре с чем или с кем?

Сегодня ведущие авиационные державы скорее соревнуются не друг с другом в рамках будущих военных противостояний, а за рынки сбыта продукции своих военно-промышленных комплексов.

Cу-75
Cу-75

На деньги от продажи оружия можно совершенствовать собственную промышленность, всегда иметь возможность создавать передовое оружие. Кроме того, страны покупающие самолеты, танки и комплексы ПВО, попадают в политическую зависимость, вынуждены покупать сопутствующие товары, обучать своих военных специалистов в стране-экспортёре.

-5

В целом, дружить с тем, кто обеспечивает твою обороноспособность выгодно. Кстати, в лучшие годы Российская Федерация продавала оружия на 55 млрд долларов в год. Эти деньги шли на поддержание собственной обороноспособности государства. Сейчас цифры чуть скромнее, но все равно достаточно весомые.

Почему новейший однодвигательный истребитель в 2021 году имеет только один двигатель?

Во-первых, двухдвигательных истребителей тяжелого класса у РФ пруд пруди. От Су-27 до Су-57.

Су-27
Су-27

Во-вторых, чтобы понять почему на МАКС-2021 представили новый, именно однодвигательный истребитель, нужно понять суть тех проблем, с которыми сталкиваются страны второго мира сегодня. Да-да, именно для них и предназначена новинка. Это следует и из кулуарных заявлений чиновников, и из рекламных материалов вокруг новинки.

Су-75 и Су-57
Су-75 и Су-57
Checkmate в полете и пуск ракет
Checkmate в полете и пуск ракет

Истребители старой школы готовились в первую очередь к противостоянию между странами с огромным экономическим и военным потенциалом. Стычкам между США, СССР, Великобританией, Францией, Японией, Германией.

-9

Именно по этой причине им нужны были очень дорогие технические решения, связанные со скрытностью (технология "Стелс"), огневой мощью позволяющий пробивать хорошо укрепленные постройки, и много других нюансов воздушного боя между сильными и развитыми в техническом отношении противниками. Страны не жалели денег на собственную безопасность и пытались обойти технические новинки потенциального противника. Такие самолеты должны были летать быстро, высоко, далеко и очень хорошо – чтобы перекрыть высокоуровневые системы противодействия.

F-35
F-35

Эти истребители из-за сосредоточения новейших технологий были крайне дороги в производстве и обслуживании. Кто-то применял редкий титан, другие пытались в три раза обогнать звук, чтобы догнать конкурентов. Отсюда и ценники на наследство холодной войны. Американский двухдвигательный Lockheed/Boeing F-22 Raptor сейчас стоит около 150 миллионов долларов за штуку. Его собрат попроще McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle – 100 миллионов долларов за штуку. Это гигантские деньги. А учитывая закупку тренажёров и наземного оборудования, подготовку персонала и прочие расходы – бюджеты получаются просто невероятными. Особенно учитывая задачи, для которых приобретаются истребители в Азии, Африке и Южной Америке. Некоторые страны в этой ситуации просто переоборудуют в военные самолеты спортивные поршневые самолетики. Для стычек с повстанцами подойдет, по сути, любая летающая платформа. Зачем тратить на это половину бюджета?

Су-75 и Су-57
Су-75 и Су-57

И тут мы подходим к самому интересному. Зачем странам второго мира из Азии, Африки и Южной Америке нужны новые истребители?

Су-75
Су-75

Ответ лежит на поверхности в любой новостной сводке из указанных регионов. Бомбить плохих ребят в палатках подпольных лагерей подготовки, показывать мускулы соседним не сильно развитым страна, бороться с перевозкой запрещенных веществ.

Странам второго и третьего мира не нужны стелс-технологии и умные ракеты стоимостью в десятки и сотни тысяч долларов. Им нужен летающий автомат Калашникова – простой, надежный, безотказный небесный инструмент.

Су-75
Су-75

В большинстве стран второго/третьего мира с этой ролью не один десяток лет справляются советские истребители первого второго и третьего поколений. Все чудесно, но техника физически ветшает, наступают проблемы с запасными частями и старым истребителям очень недостает современной базовой электроники. Поступали даже обращения с просьбами переналадить выпуск Миг-21. Самолет хоть и очень старый, но надежный и для своих целей великолепный. Машину из 60-х кое-где применяют даже в Европе.

Миг-21
Миг-21

Часть старых советских самолетов проходит глубокую модернизацию и снова поступает в строй. На этом, кстати, неплохо зарабатывает Израиль. Но все равно машины из 1960-70-х нужно будет скоро на что-то менять. Годы берут свое.

Какие варианты приобретения истребителей доступны для стран Азии Африки и южной Америки в 2021 году?

  1. Собственные разработки или разработки соседей по региону. Они вызывают много вопросов. Обычно это винегрет из старых европейских двигателей, доморощенных аэродинамических схем и чужого ракетно-бомбового вооружения. Эти самолёты летают, но плохо и недолго.
  2. Старые и при этом дорогие французские двухдвигательные Dassault Rafale из 80-х (75 млн. Долларов). Не менее старые и дорогие двухдвигательные McDonnell Douglas F/A-18 Hornet из 70-х (55 млн. долларов за 1 штуку). Или какие-нибудь Dassault Mirage III из 60-х. Сюда же можно дописать похожую технику Германии и Британии.
  3. Китайские вариации на тему советской истребительной техники.
  4. Старые советские истребители, плохо дружащие с современной электроникой, точечными задачами и экономикой.
  5. Новые российские двухдвигательные истребители на базе советских разработок, плохо накладывающиеся на экономику и часто страдающие детскими болезнями.
  6. Американские истребители из 60-70-х годов, изначально создававшиеся для США, по ценам начинающимся от 40 млн. долларов. Дорогие однодвигательные F-35 и F-16. Дорогой двухдвигательный F/A-18 Hornet (F -22 запрещен к продаже на экспорт и более не производится).
Су-75
Су-75

Таким образом при всем богатстве выбора - выбрать особо не из чего. Старые советские самолеты доживают свой век, китайские поделки сложно воспринимать наравне с лидерами рынка, Европа и США предлагают либо дорогое старье с двумя двигателями, либо очень дорогие однодвигательники. При этом лучшие самолеты, типа F-35, странам, которые не особо лояльны к США, получить практически невозможно, даже при наличии денег.

Mirage III
Mirage III

На этом фоне появление новейшего российского однодвигательного истребителя, демонстрируемого на МАКС-2021, решает сразу множество проблем потенциальных стран покупателей истребителя под именем Су-75.

Преимущества новейшего однодвигательного истребителя Су-75 «Checkmate»

  1. Цена. Самолет проектировался с оглядкой на экономику, и, благодаря одному, а не двум двигателям (как у Су-57/Су-30/Миг-29), вполне вероятно войдёт в диапазон стоимости до 15-20 млн долларов за 1 штуку (УТОЧНЕНИЕ: Стоимость нового российского истребителя Сheсkmate составит $25-30 млн — Чемезов), что все равно в 2-3 раза дешевле старого американского истребителя F-16, сейчас активно продающегося по миру.
  2. Технологии изготовления планера и вооружение. Россия как наследница СССР сумела сохранить остатки аэродинамической школы, позволяющей создавать удачные конструкции планера, часто отражающиеся на повышенной маневренности. Пушки, бомбы и ракеты в РФ тоже выше среднего по миру.
  3. Двигатели. Россия как наследница СССР сохранила школу военного двигателестроения позволяющую создавать годные моторы для самолетов, в том числе отправляющиеся на экспорт в Китай.
  4. Удобство и цена обслуживания. Самолет с одним двигателем удобнее и проще обслуживать, чем самолет с двумя двигателями. В концепцию Су-75 входят минимальные эксплуатационные расходы на поддержание самолета в строю и широкий набор комплектаций.
  5. Расход топлива. Легкий однодвигательный российский истребитель Checkmate способен находится в воздухе дольше перетяжеленных двухдвигательных аналогов.
  6. Современность. Новый самолет вобрал в себя все новейшие достижения электроники и технологий скрытности. Никакая модернизация F-16 не сделает самолет возрастом в 50 лет равным новому истребителю, вобравшему в себя опыт ошибок при создании старых истребителей.
  7. Преемственность систем наземного оборудования с советской и российской техникой.
  8. Уход от давления США как законодателя мод на рынке новых легких истребителей.
Су-75 «Checkmate» и конкуренты
Су-75 «Checkmate» и конкуренты

Вывод по Су-75 «Checkmate»

Презентация Су-75 «Checkmate» наделала много шума. Главное, чтобы на этапе макета проект не заглох и превратился в полноценный самолет, способный поступить как в ВВС России, так и в ВВС партнеров России. Набор уникальных качеств нового однодвигательного истребителя России делает его одним из самых обсуждаемых и ожидаемых самолетов своего времени. Старший брат Checkmate Су-57 уже поступает в войска. Шансы у новинки также хорошие. Россия по-прежнему остается одной из 4-5 стран мира, способных самостоятельно с нуля создать новый военный самолет. Радость и гордость. Первый полет, судя по планам производителя, Checkmate совершит в 2023 году. Поставки истребителя в ВВС стартуют в 2026 году.

ДОПОЛНЕНО

Checkmate СУ-75 2021: характеристики

В настоящее время об истребителе «Checkmate» известны следующие характеристики

  • Первый полет – 2023 год
  • Поколение – 5-е
  • Передача в ВВС 2026 год
  • Комплектации – гибкие под заказчика
  • Рынки сбыта – РФ, страны Азии, Южной Америки и Ближнего Востока
  • Практический потолок – 16 500 метров
  • Максимальная масса боевой нагрузки – 3000 кг
  • Скорость – 1,8 – 2.0 Маха
  • Малая радиолокационная заметность
  • До 5-ти ракет воздух-воздух
  • РЛС с активной фазированной антенной решеткой

Фотографии Checkmate (Су-75) хорошего качества с авиасалона МАКС-2021

-18