Конференции в Тегеране в 1943 году, а также в Ялте и Потсдаме в 1945 году разграничили зоны влияния в Европе. Лидеры США и Великобритании вынуждены были признать, что теперь Прага, Варшава, Будапешт, Бухарест, Белград и София находятся под влиянием Советского Союза.
Сразу после этого председатель Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР Иван Григорьевич Большаков распорядился подготовить кинематографический десант на несколько европейских стран.
С этого момента за несколько месяцев резко выросли тиражи советских журналов о кино, а также документалистики, которая готовилась специально для западного зрителя. Художественные фильмы в СССР стали оперативно снабжать субтитрами на европейских языках: итальянском, румынском, чешском, французском, сербском, венгерском и французском языках.
Интересно, что экспорт кинематографической продукции был связан не только с захватом прокатного пространства, но и ориентацией на помощь национальному кинематографу в зоне советского присутствия.
Так, уже в том же 1945 году советские специалисты проектировали, а чуть позже начали возводить центры национальной кинематографии в Болгарии, Румынии. Вскоре туда направили молодые кадры из Москвы, чтобы они снимали, обсуждали, критиковали.
Но эту битву с Западом СССР выиграть не смог бы, потому как советский кинематограф был очень ослаблен в послевоенные годы и мог производить максимум 30 фильмов в год. Поэтому в скором времени задачи покорить Восточную Европу кино из СССР уже не было. Поэтому был предпринят неожиданный шаг – использовать как называемое «трофейное кино».
Под этой категорией понимались довоенные и военные немецкие фильмы, которые были чужды советскому зрителю по идеологическим мотивам, однако термин «трофейное кино» все вопросы снимало.
Однако вскоре запасы немецкого кино начали иссякать, их не хватало ни для СССР, ни для стран соцлагеря. Поэтому нужна была «трофейная» продукция других стран. И тут оказалось, что в архивах, вывезенных из побежденной Германии, было большое число голливудской продукции, которая демонстрировалась в странах Европы до Второй мировой войны.
Никаких соглашений по защите авторских прав этих фильмов тогда заключено не было, поэтому Советский Союз формально имел полное право показывать их в прокате. Это стало настоящей золотой жилой. На одном из фильмов советским прокатчикам удалось заработать 50 миллионов рублей. К тому же часть фильмов, снятых в США, содержали … откровенную антиамериканскую пропаганду, поэтому это было даже выгодно с идеологической точки зрения для Москвы.
Такое варварское использование чужой продукции вскоре вызвало скандал. Американские продюсеры негодовали – их кино крутили за деньги по всей Восточной Европе и в СССР, а им не доставалось ин цента.
Впрочем, советскому руководству было до лампочки на такое мнение. Когда Большаков отрапортовал в Кремль о том, что вся эта продукция была захвачена в Берлине в 1945 году, ему приказали продолжать прибыльное дело.
В финансовом плане Голливуд конечно был ущемлен, но в идеологическом отношении одержал неожиданную победу, ведь продукция США была не в пример качественнее того, что в те годы снимали в Советском Союзе.
Зрители видели, что на Западе не чуждались показывать жизнь такой, какой она была на самом деле, в то время, как в СССР кино было инструментом идеологии. Именно тогда в Советском Союзе было воспитано поколение «шестидесятников». Но это уже совсем другая история.
Подписаться на канал «КиноНытик»