Бытует мне о том, что большинство бывших военнопленных, уличенных в сотрудничестве с врагом приговаривались к высшей мере наказания- расстрелу. Однако стоит углубиться в данный вопрос и становится понятно, что к "высшей мере" приговаривались далеко не все лица данной категории, в большинстве случаев выносились приговоры на длительные сроки заключения, опять же, в зависимости от степени сотрудничества с врагом (максимально 25 лет). И конечно наказания данные лица отбывали в условиях тяжелого лагерного труда, что вполне объяснимо, с точки зрения суровых реалий того времени. После окончания войны, страна находилась в тяжелом экономическом положении, банально не хватало "рабочих рук", и как бы не цинично это звучало, расстреливать здоровых мужчин было не целесообразно, в виду того, что они могли искупить свою вину перед Родиной своим ударным трудом.
Из всего прочитанного, могу сделать вывод, что расстреливали как правило "запятнавших себя кровью", в том числе своих соотечественников. Хотя наверняка случались перегибы, но точно не нам давать этому оценку, что было, то было...
Далее приведу цитату о лагере расположенном в г. Сталино (нынешний Донецк). Данный лагерь представляет для меня определенный интерес, в виду того, что по моим обоснованным предположения, именно там на положении " Спецпереселенца" и оказался мой родственник, после освобождения из немецкого плена.
Прочие лаготделения размещались на промышленных объектах области, в гор. Макеевка, Снежное, Чистяково (Торез), Авдеевка, Мариуполь (Жданов), Енакиево и др.
Одновременно с лагерем № 280 в гор. Сталино, пос. Рутченково, размещалось и управление режимного лагеря № 240 НКВД СССР. Особенностью этого лагеря было то, что в его отделениях содержались советские граждане, вернувшиеся из немецкого плена, т.н. «остовцы», угнанные во время оккупации и проходящие спецпроверку НКВД, а так же «власовцы», т.е. принимавшие участие в боевых действиях на стороне Германии. Работали они на шахтах треста «Рутченковуголь»: № 19, № 29, № 30 и др. Приказом НКВД СССР № 047 от 8 марта 1946 г. лагерь был расформирован, а его отделения влиты в состав лагеря № 280.
Однако при всем при этом, стоит упомянуть тот факт, что в 1955 году большинство осужденных "за пособничество врагу" было амнистированно, кроме определенной категории лиц, о которых уже упомянал выше.
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 17 сентября 1955 года
Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
После победоносного окончания Великой Отечественной войны советский народ добился новых больших успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства и дальнейшего укрепления своего социалистического государства.
Учитывая это, а также прекращение состояния войны между Советским Союзом и Германией и руководствуясь принципом гуманности, Президиум Верховного Совета СССР считает возможным применить амнистию в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами.
В целях предоставления этим гражданам возможности вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами социалистического общества Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Освободить из мест заключения и от других мер наказания лиц, осужденных на срок до 10 лет лишения свободы включительно за совершенные в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. пособничество врагу и другие преступления, предусмотренные ст. ст. 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик.
2. Сократить наполовину назначенное судом наказание осужденным на срок свыше 10 лет за преступления, перечисленные в ст. 1 настоящего Указа.
3. Освободить из мест заключения независимо от срока наказания лиц, осужденных за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях.
Освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, направленных за такие преступления в ссылку и высылку.
4. Не применять амнистии к карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан.
5. Прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами о преступлениях, совершенных в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., предусмотренных ст. ст. 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик, за исключением дел о лицах, указанных в ст. 4 настоящего Указа.
6. Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании настоящего Указа.
Снять судимость и поражение в правах с лиц, ранее судимых и отбывших наказание за преступления, перечисленные в ст. 1 настоящего Указа.
7. Освободить от ответственности советских граждан, находящихся за границей, которые в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. сдались в плен врагу или служили в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях.
Освободить от ответственности и тех ныне находящихся за границей советских граждан, которые занимали во время войны руководящие должности в созданных оккупантами органах полиции, жандармерии и пропаганды, в том числе и вовлеченных в антисоветские организации в послевоенный период, если они искупили свою вину последующей патриотической деятельностью в пользу Родины или явились с повинной.
К сожалению ни всем удалось дожить до этого указа, в этом числе оказался и мой родственник.