Найти тему

«Акванайзеры» (маленькая повесть в трёх частях) Часть 2.

Оглавление

(книга «Больше, чем тире»)

Где же буйреп, блин?!

На следующий день у нас проходили практические спуски под воду с последующей отработкой свободного всплытия на поверхность. Работали тремя группами. В бочку с трех сторон трое курсантов одновременно опускались на дно. Потом, получая сигналы по шкерту (сигнальной веревке или концу), мы должны были ходить то влево, то вправо,то вперёд, то назад. А потом, опять же, по условному сигналу мы должны были отстегнуть 25-килограмовый пояс с грузилами и, держась за специально закреплённый буйреп (такая ярко-белая толстая верёвка посредине бочки) и максимально задрав голову вверх, мы должны были подняться на поверхность воды методом свободного всплытия. В принципе, задача очень простая. Перед спуском инструктор объясняет нам, что по дну мы должны перемещаться на полусогнутых ногах «по-осьминожьи» – так удобнее.

Отлично! Всё понято и принято! И мы уже готовы к очередному спуску под воду!

Ну, вот и опять я первым спустился под воду. Вовка сверху дёргает за шкерт, управляя мною: влево – вправо, вперёд - назад. На дне бочки встречаюсь со своими двумя одноклассниками-акванайзерами. Мы радостно пожимаем друг другу руки, что-то радостно жестикулируем, начинаем ползать по дну жизнерадостными осьминожками, как наставлял нас инструктор, и поднимая придонную ржавую муть. Через полминуты в мутной воде уже практически ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Стефан шлёт мне сигнал «Всплывать!».

И я начинаю готовиться к всплытию, подхожу на полусогнутых ногах к ярко-белому натянутому, как тетива буйрепу. Хватаюсь за него левой рукой, а правой пытаюсь отстегнуть пряжку пояса с грузом. Блин, с первого раза без тренировки одной рукой отстегнуть противный пояс не удаётся, и я вынужден отпустить буйреп и помочь себе же второй рукой. Это сразу же удаётся, и в самый последний момент я успеваю ухватиться за отдаляющийся от меня буйреп.

Но я почему-то не всплываю. Отстегнутый пояс, зараза такая, упал не на дно, а на полусогнутые ноги – под самыми коленками. Вот незадача. Я опять отпускаю буйреп и, присев поглубже, достаю руками непокорный зловредный пояс и отшвыриваю его с ног подальше, насколько позволяет это сделать вода. Грузила с гулким стуком падают на дно, а моё тело, получив дополнительный импульс, начинает спонтанное движение, хаотично дрейфуя в толще мутной воды.

Всё! Свободен! Я тут же начинаю всплытие! Без буйрепа! Как какашка! Неуправляемое всплытие – что может быть позорнее для водолаза? Краем глаза замечаю буйреп! Хватаюсь за него одной рукой и пристегиваю поясной карабин другой! Поехали!!!

Вблизи он мне почему-то кажется не таким и уж ярким и не таким уж, и толстым как раньше, совсем, как сигнальный конец. Да вдобавок чего-то он не натянут, как тетива. Я тяну к себе буйреп, он натягивается на секунду и опять ослабевает. Я опять его тяну на себя. Картина повторяется. В третий раз я решительно дёргаю буйреп с мыслью: «Чего же они его так плохо закрепили?» и тут в ответ на том конце моего буйрепа почему-то задёргали…

«Фу чёрт! Перепутал шкерты!». В последнее мгновение перед самым всплытием на поверхность я вижу настоящий яркий трос, мгновенно отпускаю чужой сигнальный конец, отстёгиваю карабин от чужого сигнального шкерта и хватаюсь обеими руками за «всамделишный» натянутый буйреп и всплываю, как ни в чём не бывало.

в последний момент ухватившись за правильный буйреп
в последний момент ухватившись за правильный буйреп

Откинувшись на спину, меня «подплывают» к себе Вовка и инструктор, держа ухватившись руками меня за ноги.

Пока последний переключает меня на атмосферу, я наблюдаю за соседним инструктором, который, взяв из рук курсанта сигнальный конец, выбирает из воды около метра «лишней» верёвки (ой, сигнального конца).

инструктор переключает на атмосферу
инструктор переключает на атмосферу

Мои проделки. На лицах обоих застыло искреннее удивление.

-3

В последствии, я, конечно же признался и рассказал о своих злоключениях на дне с этим поясом. Все долго смеялись, особенно смеялся мой одноклассник, который по моей вине на некоторое время остался без связи. Та группа никак не могла понять мои сигналы. Они смеялись и говорили, что почувствовали себя как на рыбалке – когда лещ вяло и небрежно берёт наживку с крючка.

"пожалуйте на выход"...
"пожалуйте на выход"...

По завершении занятий наш руководитель на прощание и в назидание разъяснил мою ситуацию. В тот самый момент, когда я снимал с ног поясной груз, мое тело не стояло на месте, как на открытом воздухе, а тоже стало своевольно перемещаться под водой. А спонтанное всплытие только усилило эффект пространственной дезориентации.

В общем, все обошлось и на обеде в этот день нас опять накормили немного по повышенной норме.

На УТС или опять какашка!

В одну из весенних суббот учителя-инструкторы вывезли нас на водолазную практику на УТС.

наш уже постаревшее УТС
наш уже постаревшее УТС

УТС - это учебно-тренировочное судно. Когда-то это был боевой морской тральщик, прошедший Великую Отечественную войну, затем занимался боевым тралением фарватеров в Балтийском море. А после списания и вывода из боевого состава ВМФ СССР был переоборудован под учебно-тренировочное судно и поставлен на вечную стоянку к одному из причалов судостроительного завода «Янтарь» города Калининграда. Это судно было специально переоборудовано для тренировок курсантов по борьбе за живучесть корабля. Внизу судна располагались три больших отсека: водолазный, отсек по борьбе с водой и кормовой отсек по борьбе с пожаром. Наверху располагались камбуз для личного состава УТС, спальные помещения и учебный класс для теоретических занятий курсантов.

На УТС мы ездили на трамвае через весь город и это путешествие занимало где-то около часа. Поэтому рабочую форму (робишку) брали с собой, чтобы там переодеться из парадного в «боевое», так сказать.

На УТС все курсанты без исключения ездили с превеликим удовольствием.

Во-первых, целый день ты на корабле тренируешься борьбе за живучесть или учишься водолазному делу, а не сидишь в душных аудиториях. Своеобразная «смена обоев» благотворно влияет на самочувствие и общий тонус курсантской души!

Во-вторых, всегда в такие поездки старшина класса берёт с собой увольняшки на весь класс без исключения, вне зависимости от имеемых взысканий, так как из Балтийского района, где расположен завод «Янтарь», до системы долго и неудобно добираться. Поэтому по окончанию практических занятий, сразу же после выхода с территории судостроительного завода, тут же у проходной раздавались увольняшки – тотальная амнистия!

Вот на этом УТСе у нас и проходил очередной этап водолазной подготовки. Задача нашей подводной деятельности ещё немного усложнилась.

В носовом «водолазном» отсеке был организован специальный бассейн глубиной метра три – четыре с оборудованными рабочими местами, и освещёнными яркими подводными софитами. Сверху нам было видно оборудование этого бассейна. Там – внизу под водой стоял металлический верстак с тисками, различные инструменты и всевозможные детали и запчасти из корабельного хозяйства. Всё это было специально и творчески разбросано по дну судна.

В наши функции входило, например, зажав в тисках металлическую трубу, отпилить от неё ножовкой по металлу небольшой кусочек. Кому-то ставилась задача, окрутив огромную гайку, поменять небольшой гребной винт от моторного катера, а кому-то - просто заняться очисткой другого винта – уже большого - от намотанной на него рыболовной сети с помощью особого ножа, острого, как скальпель. Всё это, в конечном итоге позволяло нам иметь хоть какое-то представление о водолазных работах на глубине, с которыми мы в будущем можем столкнуться.

Вовчику Стефаненко несомненно повезло больше, когда он на этот раз опустился первым на дно, и стал заниматься очисткой гребного винта от сетки. Работали как всегда тремя группами, и через пять минут бассейн стал опять мутным из-за поднятой со дна мути тремя водолазами.

Когда настал мой черёд, то действовать приходилось уже в воде, словно в тумане. Мне выпало задание найти трубу, зажать её в тисках и отпилить ножовкой небольшую часть. Трубу я быстро нашел в этой желто-зелёной мути и решительно направился к верстаку с прикреплёнными к нему большими чугунными тисками. Но как только я начал зажимать трубу в тисках свершилось страшное!

Отмотаю события немного назад. Перед погружением под воду инструкторы нам говорили: «Итак, сегодня вы будете работать под водой без грузил (без поясов). Поэтому перед погружением приседайте как можно тщательнее, чтобы как можно больше воздуха вышло из комбинезона. Под водой передвигайтесь на полусогнутых ногах, почти вприсядку, а то всплывёте к верху пОпом!» (именно «пОпом» - так они называли эту часть человеческого тела, латинское название которой я запамятовал).

Так вот, то ли при подготовке к спуску я не достаточно глубоко присел и не выгнал из комбинезона весь лишний воздух, то ли, недостаточно раскорячившись, ползал по дну в «неправильную присядку», но в тот самый ответственный момент, когда начал зажимать трубу в тисках, я как-то неудачно выпрямился и стал подвсплывать.

Быстрое приседание только усугубило мое положение, и пузырь воздуха в моём комбинезоне сразу ушел от спины через пятую точку в ноги. Со скоростью поплавка от удочки я мгновенно перевернулся и противокорабельной миной завис в толще мутной желтоватой воды вверх ногами, отчаянно держась одной рукой за губу тисков, а другой - за их рукоятку.

Позднее, уже в курилке сокурсники, давясь от смеха, в красках рассказали, что всем было очень интересно наблюдать, как над поверхностью воды медленно всплыли сначала два черных надутых пельменя черных подошв моего комбинезона и замерли на высоте 10 – 15 сантиметров над водой. Картина маслом «Приплыли». Так вот, отпустив тиски и, подвсплыв еще немного кверху, я замер в водном пространстве и времени – ни туда, ни обратно. И точно - рыболовный поплавок!

Я глянул вниз – тиски сиротливо ржавели на глубине, скучая по водолазным работам. Глянул вверх - ноги ниже колен были над поверхностью воды и дрожали мелкой испуганной рябью. Сам же комбинезон от колен и ниже – до ступней был сильно раздут. Делать нечего! Пришлось, как олимпийской чемпионке по синхронному плаванию, грести руками к трапу вниз головой. Вот до трапа я дошёл – догрёб, а дальше как? Дальше опять же вниз головой, как акробат-эквилибрист на руках стал подниматься по дюралевым ступеням косого трапа. Вот уже ноги опустились на поверхность воды и воздух соответственно, как пузырёк в ватерпасе вновь перекочевал на пятую точку и спину, да так и замер там.

Всё! Поплыли! Меня словно какашку в проруби неведомой гидросилой понесло в противоположную от трапа сторону.

Лёжа на поверхности воды вниз головой, я дрейфовал старым надувным матрацем и никак не мог перевернуться на спину. И тут к своей неописуемой радости я почувствовал, как меня за ногу подтянули к трапу, развернули головой к нему и я наконец-то, вцепившись руками, смог погрузить ноги под воду. Воздушный пузырь тут же улетел вверх по комбинезону к голове. Засвистел приближающийся торнадо и спустя мгновение от души дал мне по ушам. Глаза выскочили из орбит и, ударившись о стёкла окуляров маски, вернулись на свои штатные места обратно! Со звенящими ушами и слезящимися глазами я тупо и решительно лез по трапу вверх - из воды, где меня уже ждали мои собратья по системе, громко смеясь и аплодируя!

Инструктор с отеческой улыбкой спросил меня:

- Утром не ел гороха?

В ответ я отрицательно замотал головой.

- Тогда - глубоко присел, - скомандовал он, - и марш в воду!

Я более тщательно присел и даже для верности попрыгал на корточках. Потом опять полез в воду допиливать свой кусок трубы. Спустя какое-то время я всё же победил стальную трубу и всплыл на поверхность, победоносно держа мокрым Прометеем отпиленный кусок в руке. Солёный пот застилал глаза, было тяжело дышать, но от радости на это почти не обращал внимания. Под водой я дико неистовствовал с ножовкой вокруг тисков – всё опасался, что из-за моих излишних кульбитов и незапланированного перерасхода воздуха, просто напросто его может не хватить. Кстати, когда я пилил эту чёртову трубу, то время тянулось утомительно долго и казалось, что под водой я нахожусь не менее получаса. На самом же деле трубу я отпилил за несколько минут. Да и пилить под водой совсем иное, нежели на открытом воздухе. Не забываемые ощущения.

В общем, всё у нас, как говорится «прошло пучком» - как положено, а не как попало! И, в последствии, каждый курсант, получив за это практическое занятие зачёт, был отпущен в увольнение до 24 часов!

Ну а усиленным дополнительным обедом мы себя обеспечивали сами в городском увольнении.

Конец 2 части. Окончание следует.

Другие части повести по этим ссылкам:

Часть 1-я

Часть 3-я

© Алексей Сафронкин 2021

Другие истории из книги «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТИРЕ» Вы найдёте здесь.

Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.

Описание всех книг канала находится здесь.

Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.