Наталия Криволапчук, зоопсихолог-АДАПТИВИСТ.
Мне было тогда десять лет и я проводила летние каникулы в Мельничном Ручье, неподалеку от Ленинграда, у родственников.
Дядька мой, Николай Дмитриевич Казанский, был Отличный Мужик. По-другому его и не назовешь. Фронтовик, дошедший до Берлина, работяга, прекрасный хозяин, неисправимый оптимист и добрейший человек. Нас, детей, он любил какой-то особенной мужественно-трепетной любовью. Строил нам шалаши, приносил из леса ёжиков. Он был заядлым охотником, ходил на кабана, лося, медведя и всегда держал хороших лаек. В те поры у него жила Стрелка – кличка, ставшая особо популярной после полетов собак в космос.
Стрелка была чисто рабочей собакой – охотилась вовсю, а в остальное время сидела во дворе на цепи. Её домовладению – замечательной теплой и комфортной будке, построенной дядей Колей – позавидовали бы многие и многие дворовые псы. Она была довольна своей жизнью, поскольку прекрасно понимала, что от неё требуется и не испытывала на себе человеческой непоследовательности. К детям она относилась с большим интересом и, я бы сказала, искренней симпатией.
Дядя Коля выучил Стрелку по взмаху руки опрометью бросаться к своей будке и, запрыгнув на крышу будки, укладываться там в позе сфинкса. До чего же это было красиво!
Соваться к Стрелке вплотную нам было запрещено, но подходить метра на три, разговаривать с ней разрешалось. С этого расстояния было очень удобно раз за разом взмахивать рукой и посылать Стрелку на крышу будки. А она, по-видимому, считала это своей работой и с удовольствием меня развлекала.
Прошло шестьдесят лет. Нет уже никого из той части семьи. Нет даже самой их усадебки – на этом месте на берегу речки Лубьи высятся многоэтажные дома. Все в жизни изменилось. Но я часто вспоминаю те времена и думаю вот о чем.
Понятно, как лестно было для меня послушание Стрелки. Что возьмешь с десятилетней девчонки?! Я только-только вырастала из полностью зависимого несмышленого возраста, по крохам приобретала самостоятельность. А тут – подумать только! – меня слушается Настоящая Большая Собака, которая не боится ни кабана, ни медведя!
Но скажите мне: почему точно так же самоутверждаются за счет безответных собак многие и многие вполне взрослые и состоявшиеся люди? Бей своих, чтоб чужие боялись?
Этот коротенький рассказ я опубликовал без изменений. Может быть, он даже не закончен – я нашел его почти случайно. Но думаю, что и в таком виде он будет полезен многим.