«Верхняя вертикаль»
Но сначала несколько слов о горизонтали – выходе коллектива на другие равные по «иерархическому статусу» объединения.
Для Лагеря друзей одно время это были встречи с Лагерем «Икс-миссия», работавшего на сходных принципах. Он образовался тогда, когда несколько педагогов из нашей школы, с которыми мне приходилось вместе работать в Лагере друзей, перешли в другую школу. Там вскоре и образовался этот лагерь.
Наши встречи проходили по принципу «хождения в гости». Если одно лето «Икс-миссия» приходила к нам в гости, то на следующий год мы отправлялись на встречу в их базовую школу.
Встречи начинались с обмена визитками-представлениями. Мы представляли свой лагерь, «Икс-миссия» - свой. Затем карусель знакомства, организованная по всем классическим принципам подобных каруселей. Один из лагерей сидит по внешнему кругу, а ребята из другого лагеря передвигаются по свистку от одного к другому.
Потом, делясь впечатлениями, ребята говорили, что интересно было сравнить во время знакомства жизнь двух родственных лагерей, найти сходства и неизбежные отличия. Особо интересно было встретиться со своей «персональной буквой» из другого лагеря.
В основу программы дальнейшего знакомства была положена игра «Квинта». Команды на каждый конкурс набирались из парных персональных букв. Некоторые конкурсы мы устраивали даже из смешанных команд. Из-за «несыгранности» творческий результат таких команд, конечно, уступает командам, состоящим из представителей одного лагеря, но в плане налаживания дружеских связей нет более действенного средства.
Завершалась встреча совместными песнями. Тоже действенное средство укрепления дружеских связей по горизонтали, когда неожиданно песни, слышанные только в собственном исполнении, вдруг подкрепляются голосами новых друзей.
После таких встреч бывают всегда интересные и продолжительные последействия, состоящие в обмене впечатлениями. Есть что рассказать друг другу. Эффект «раздвоения» отряда порождает разнообразные эмоции. Кому-то это нравится, кому-то нет. Но, как правило, всегда сплачивает коллектив, порождая сознание своей уникальности, неповторимости и «невоспроизводимости».
К разряду горизонтальных связей можно отнести и участие в Лагере друзей в различных спортивных мероприятиях с коллективами и лагерями других школ. Но здесь на укрепление дружественных связей играют «внешние» механизмы - соревновательный настрой и «боление за своих».
Теперь давайте рассмотрим «верхнюю вертикаль». Это выход коллектива на более взрослые по возрасту участников объединения. В Лагере друзей такие связи по вертикали осуществляются через взаимодействие «приходящих» вожатых «Звездочки» с постоянными вожатыми из числа старшеклассников, которые находятся с «солнышками» постоянно.
Почти всегда это бывшие «звездочки», хорошо зарекомендовавшие себя на вожатской работе, будучи еще в «Звездочке». Теперь они – помощники взрослых воспитателей, организаторы игровой деятельности малышей и координаторы работы приходящих из «Звездочки» вожатых.
Как правило, лагерь «Солнышко» чуть раньше завершает каждый день свою работу, и старшие вожатые успевают попасть к нам на «огонек». Здесь они сообщают нам о жизни «Солнышка», делятся своими впечатлениями о проведенном дне и дают оценку работавших с ними вожатых из «Звездочки». Их оценка очень весома для «звездочек» и обладает большим педагогическим эффектом.
Теперь о «верхней вертикали» в «Дружной». Здесь речь пойдет о формах взаимодействия Дружины «Дружная» со старшеклассниками.
Организационно «Дружная» охватывает ребят 5-7 классов. Но посвящение в друзья, произведенное в 5-м классе никто не отменял, поэтому, повторюсь, формально старшеклассники остаются нашими друзьями, переходя в ранг «старших друзей». Конечно, далеко не все из них являются «фактическими» друзьями, продолжая сохранять те или иные связи с «Дружной». Хотя таковых тоже бывает достаточно.
Внеклассная жизнь старшей школы основана на несколько иных принципах, чем работа «Дружной». Если работа последней основана на системе традиционных КТД, то старшая школа реализует так называемые «социальные проекты». Каждый класс выдвигает собственные проекты, предлагает их к реализации и в случае утверждения их советом старшеклассников, реализует. За это он получает определенное количество «школьной валюты» - «фунтиков». По итогам года определяются классы-победители, набравшие наибольшие количество этих фунтиков. Они награждаются, в том числе материально.
В этой системе нашлось место и «Дружной». Однажды один из классов выдвинул социальный проект организации своего мероприятия в средней школе. Этот проект был утвержден, и с тех пор несколько лет подряд он реализуется разными классами, так что можно говорить о своего рода новой традиции. Даже время было подобрано постоянное для реализации этого социального проекта – апрель.
Постепенно выработался такой алгоритм. Старшеклассники приходят на совет друзей и предлагают там свой социальный проект. Если он принимается, то здесь же разрабатывается его содержание, время проведения и уточняется домашнее задание отрядам в «Дружной». Проводят это мероприятие тоже сами старшеклассники.
Первый раз это, помню, был «Конкурс пародий», когда каждый отряд должен был подготовить пародию на какую-либо популярную группу. А ведущие, всякий раз выходя на сцену, пародировали разных учителей. Потом были еще проекты, но особенно запомнилась «Мисс Весна», прошедшая в форме конкурса красоты.
Я уже говорил о том, как осторожно использую в «Дружной» конкурсные мероприятия, где нужно определять победителей, памятуя о том, как легко разрушить коллективные связи соревновательно-конкурентным настроем.
Я предчувствовал что-то нехорошее, и, что называется, как в воду глядел. После конкурса, когда «Мисс Весне» была одета на голову победная корона, два пятых класса, совсем недавно посвященные в друзья, собравшись за школой, пошли «стенка на стенку»… Правда, тут проявилась вражда еще с начальной школы, осложненная непростыми отношениями между классными руководителями, но, тем не менее, все это говорит о том, как тонка ткань коллективистских и дружеских ценностей, как легко ее порвать, и что не стоит никогда обольщаться результатами работы «на дружбу».
В заключение разбора горизонтально-вертикальных связей, давайте вернемся к Лагерю друзей, и посмотрим, как действуют эти связи внутри самого коллектива.
Вертикальные связи, с одной стороны, естественно складываются между различными по возрасту детьми, а с другой, между детьми, различными по «статусу». Я еще раз напомню о иерархической градации состава Лагеря друзей в зависимости от количества попаданий в его состав: первочки – второгодники – старички – бабушки, дедушки – ветераны. Между этими «прослойками» складываются порой очень сложные и не поддающиеся однозначной оценке отношения.
Как показывает опыт, оптимальный количественный состав различных прослоек можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат первочки, и далее по убывающей с несколькими ветеранами во главе.
Различен уже эмоциональный настрой на момент начала работы лагеря. Первочки волнуются, их тревожит неопределенность, второгодники, старички ожидают возобновления старых дружеских связей, ветераны переживают нечто похожее на возвращение в «золотое детство»
Первые несколько дней – это переплавка и перемалывание старых связей, и налаживание новых. Первочки естественно ориентируются на самых авторитетных из старожил лагеря, но последние далеко не всегда являются образцами в утверждении коллективных ценностей. Более того, иногда наблюдается с их стороны первоначально удивительное для меня сопротивление усилиям ведущего к налаживанию коллективных связей.
Постепенно стал несколько яснее механизм этой «конфронтации». Приходя в лагерь после года «обычной» жизни, «старички» естественно хотят возродить и воспроизвести тот глубокий душевно-личностный комфорт, который они «вкушали», пребывая в лагере. Но они забывают, что этот комфорт не достигается в одночасье, что благоприятная дружеская атмосфера не устанавливается сразу, она требует отдачи немалых усилий и большого труда. А «напрягаться» для этого так не хочется.… Хочется просто расслабиться и ничего не делать. Отсюда и вытекает скрытая, а иногда и явная конфронтация с жесткими установками ведущего на напряженную коллективную работу.
Первочки глядят на эту «ломку», и многие из них пребывают во вполне понятном недоумении. На кого ориентироваться, с кого брать пример? К чести старожил большинство из них вскоре начинают брать себя в руки и включаться в работу, а значит, становиться положительными авторитетами для первочков.
Очень сложные процессы происходят по линии горизонтальных связей. Старожилы лагеря нередко приносят в него узлы неразрешенных ранее проблем и начинают выяснять отношения на глазах у всех остальных, тем более, что многие процедуры лагеря, в том числе на палубе общения, благоприятствуют подобному выяснению.
Но все-таки самые драматические события по линии горизонтальных связей происходят в среде первочков. Здесь порой происходит полный разрыв старых отношений и налаживание новых. Друзья, пришедшие в лагерь вместе, иногда расходятся, включаясь в новые связи, и далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно. Мы об этом уже говорили.
В общем, за три недели работы лагеря многие горизонтально-вертикальные связи испытывают значительную перестройку, и окончательная конфигурация этих связей непредсказуема в начале работы лагерной смены.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь