«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23: 23).
Почему были отвергнуты Господом фарисеи, которые, на первый взгляд, были праведны? Они молились, постились, давали милостыню, выполняли предписания по закону Моисееву по букве, но не по Духу; «потому что буква убивает, а дух животворит.» (2-е Кор. 3: 6). Именно поэтому и были отвергнуты. Все эти внешние правила они ставили на первое место, но Бог видел их сердца, где не было правды, веры и милости. Господь смотрит на сердце человека, на его внутренние намерения, с которыми делаются те, или иные дела. Значит дела фарисеев были сделаны с внутренней гордостью и тщеславием, без смирения и любви к Богу и людям, поэтому не были приняты Богом. Формально соблюдая правила, они совершенно забыли о любви к Богу и людям. Например, суббота – это был у иудеев день, в который они должны были ничего не делать, отдыхать и посвятить этот день Богу, как заповедал им Господь: «шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.» (Левит 23: 3). Но заповедь о субботе Господь дал человеку, чтобы он мог посвятить этот день Господу. Все правила призваны служить человеку, для того, чтобы облегчить ему соблюдение главных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мк. 12: 30-31). А фарисеи ставили соблюдение субботы превыше помощи человеку, который есть образ и подобие Божие: «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же.» (Исаия 41: 4); «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25: 40). Фарисеи, думая только о формальной, внешней стороне заповеди, желая исполнить закон по букве, а не по Духу, желали погубить человека, были жестоки к людям: «И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмет её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.» (Мф. 12: 9-14). Также фарисеям свойственно было осуждение людей, превозношение над другими людьми, они старались избегать общения с грешниками. И даже накануне Пасхи боялись зайти в преторию к Пилату, чтобы не оскверниться, так как Пилат был язычником, но при этом осквернили себя, предав Христа на распятие: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин. 18: 28-29). Господь Иисус Христос, напротив, не гнушался ни одним человеком: ни грешниками, ни блудницей, ни мытарями, ни прокажёнными, но принимал их, прощал и помогал им, кто в чём имел нужду.
В наше время, к сожалению, тоже можно впасть в гордость, регулярно посещая Храм, и превознестись над другими людьми. Поэтому надо быть очень внимательными. Господь нам привёл пример мытаря и фарисея. Мытарь, будучи грешником, был принят Богом из-за смирения, а фарисей, считая себя праведным, был отвергнут. (Лк. 18: 9-14). Все правила, молитвы, бдения, посты нужны, как средства к достижению любви и смирения. Правильный духовный путь, это когда подвиги приводят к смирению. Главное, чтобы все правила, посты приближали человека к Богу. А человек приближающийся к Богу, видит всё больше своих грехов, поэтому смиряется. При этом он не осуждает других, потому что видит себя хуже всех, и понимает грешников, относится к ним сострадательно. А когда же подвиги приводят к гордости и осуждению других, тут надо задуматься и покаяться. «Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость.» Преподобный Ефрем Сирин. «Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди — все труды такого тщетны.» Авва Исайя. Все подвиги стоит приписывать, не себе, а действию благодати Божией в нас. «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Кор. 4: 7). «Воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны». Преподобный Исаак Сирин. Если же совершённый подвиг, это действие благодати Божией, то как мы можем осуждать другого человека или превозноситься над ним. Ведь суд только у Бога, потому что он видит сердце человеческое. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Мф. 7: 1-2). Поэтому тому, кто постится, не стоит осуждать того, кто не постится, потому что мы даже не знаем всех обстоятельств, которые есть у этого человека, знает только Бог. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.» (Рим. 14: 3). Очень важно также внутреннее намерение, с которым человек держит пост. Если это исходит из гордости, или тщеславия перед людьми, то это не полезно душе. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6: 16 - 18). А если пост держим, как подвиг ради Господа по любви к Нему и смирению перед Ним, то пост очень полезен. «Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога.» (Рим. 14: 6). Многие святые держали строгие посты, но приходя в гости к людям, когда они предлагали им скоромное угощение, ели предложенное им из любви к людям, чтобы не обидеть их. Конечно всё надо делать с рассуждением, и это не повод к чревоугодию. Вообще нужно поступать по любви. Например, если ближнему нужна помощь, то следует отложить молитвенное правило и помочь.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.» (1-е Кор. 13: 1-3).