Найти тему
Pushkin & Co.

Анализ стихотворения Федора Тютчева "Есть в осени первоначальной…"

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

1857 г.

Первая строфа - завязка "драмы" стихотворения.

Драматический конфликт заявлен странным противопоставлением: "короткая, но дивная". Эпитеты "первоначальный", "хрустальный", "лучезарны" подчеркивают хрупкую, преходящую красоту. Повторение звука "л" вы этих эпитетах объединяет их, создает целостное впечатление. Можно заметить, что эпитеты не указывают на отличительные качества осени: дни могут быть "как бы хрустальными" а вечера "лучезарными" в любое время года.

На всю строку есть только два глагола: "есть", "стоит". Глаголы подчеркивают непосредственность, сиюминутность наблюдения.

Вторая строфа.

Глаголы "гулял" и "падал" противопоставляются и высвечивают конфликт второй строфы. Слово "серп" ассоциируется со смертью, также как и слово "падал". Образы "бодрого" серпа и падающего колоса вызывают напряжение, ассоциируются с неизбежными конфликтами и борьбой. Эта борьба противопоставляется "пустоте" и "простору" осени. Но и слово "пустота" уже намекает на недостаток чего-то, вносит новую трагическую ноту. Эпитет "праздный" по отношению к борозде близок по смыслу с "пустой". Поэтическая деталь "Паутины тонкий волос блестит" ассоциируется с сединой, умиранием. Ассоциативный ряд второй строфы вводит трагическую интонацию в описание не только предшествующего лета, но и осени.

Третья строфа.

Строфа начинается с повторения темы пустоты из второй строфы: "пустеет воздух". Строка "Но далеко еще до первых зимних бурь" содержит в себе внутренний конфликт: она и напоминает о неизбежных предстоящих трудностях, страданиях, приближает их к нам, и отодвигает их в будущее, гворя, что до них "далеко". Союз "но" связывает тему пустоты с предстоящей зимой, страданиями, смертью. "Но" отодвинув бури в будущее, рассказчик может снова перейти к описанию непосредственного восприятия, наслаждения моментом.

"Лазурь", "чистая и теплая" возвращают нас к эпитетам "лучезарная", "первоначальная", "хрустальный" из первой строфы. Можно заметить возвращение повторения звука "л". Образ "отдыхающего поля" противопоставляется эпитетам "пустое", "праздное" второй строфы и возвращает нас к идее покоя и красоты момента.

В стихотворении нет личных местоимений. Лирический герой - рассказчик - не говорит ничего о себе прямо. Но из ассоциативных рядов стихотворения можно понять, что он размышляет не только о природе, но и о приближающейся старости, а также о ценности дивных моментов красоты, покоя среди неизбежных борьбы и страданий.

Стихотворение ведет нас от восхищения началом осени, к противопоставлению ее напряжению летней страды, затем зимним бурям, и, наконец, снова возвращает нас к наслаждению прекрасными, умиротворяющими моментами настоящего. В стихотворении можно заметить две точки зрения, как бы два конфликтующих наблюдателя: один наслаждается прекрасным настоящим, другой чувствует напряжение, озабоченность из-за прошедших и будущих неизбежных страданий, видит в настоящем преддверие "зимних бурь". Рассказчику ближе первый наблюдатель, ему принадлежит последнее слово. Но как в каждом подлинном поэтическом произведении конфликт этих двух точек зрения не снимается. Он входит в целостное мироощущение рассказчика.

Можно сказать, что стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, где пейзаж часто используется как метафора внутреннего состояния лирического героя. Стихотворение можно также отнести к философской лирике, потому что в нем выражен целостный взгляд на мир, на отношение между прошлым, будущим и настоящим человека.

Стихотворение оказывается созвучным с Буддизмом, который сейчас популярен в мире. Будде приписывается высказывание: "Надо не оплакивать прошлое, не беспокоиться о будущем или предвидеть неприятности, но жить в настоящем моменте мудро и всерьёз". Как сказал Лао Тцу: "Если вы подавлены, вы живете в прошлом. Если вы озабочены, вы живете в будущем. Если вы чувствуете покой, вы живете в настоящем". Другой буддийский мудрец еще сказал: "Я бы предпочел быть сейчас здесь". Эти слова могли бы быть эпиграфом к этому стихотворению.

Рассказчик нашел покой, красоту в "короткой, но дивной" поре, которая является настоящим моментом.

Можно сравнить это произведение с совершенно другим взглядом и на осень, и на время в стихотворения Пушкина "Осень"

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Здесь нет противопоставления настоящего прошлому и будущему - да оно и не нужно. Пушкин пишет об осени вообще, о каждой осени. При этом он видит "уныние", "увядание" и "угрозы" осени как особенности ее "прощальной красы", которая ему "приятна", а не что-то, что можно и нужно отодвинуть от себя, чтобы наслаждаться настоящим.

К счастью, каждый может выбирать для себя, какая точка зрения ему ближе.

Обучающие вопросы

1. Какой конфликт, источник напряжения заявлен в первой строфе?

2. Как эпитеты и глаголы в первой строфе помогают раскрытию этого конфликта?

3. Почему во второй строфе говорится серпе и колосе? Какое это имеет отношение к теме "первоначальной осени" , заявленной в первой строфе?

4. Какой смысл вкладывается в слова "пустой","праздный" по отношению к полю во второй строфе.

5. Что означает "Пустеет воздух" в третьей строфе? С чем здесь ассоциируется "опустение воздуха"?

6. Как связана третья строфа с первой и второй? Есть ли различие между восприятием осени в первой и концом третьей строфы?

8. Что можно сказать о рассказчике произведения? Что можно сказать о его взгляде на мир?

9. К какому жанру относится это произведение?

Русские поэты
0