Найти тему
Иди и снимай

Meyer-Optik Orestor 135mm f2.8 m42 (1968)

Orestor 2.8/135 — шедевр мануфактуры Meyer-Optik, прозванный «монстр боке» за то, что в любых условиях съемки дает отличную картинку и живой рисунок в зоне нерезкости.

Объектив для зеркальных камер с резьбовым соединением М42. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках.

Корпус Orestor 2.8/135 выполнен в классическом для ГДР 60х стиле «зебры». С подобным дизайном выпускались многие немецкие объективы конгломерата VEB Pentacon, и не только. Meyer-Optik Orestor 2.8/135 — родоначальник серии объективов Pentacon 2.8/135. Оптическая компания Хуго Мейера вошла в состав Pentacon, и все объективы, кроме Domiplan, теперь назывались Pentacon. Так продолжалось вплоть до 1991 года.

  • Формат: 35mm зеркальная
  • Тип: Постоянное фокусное расстояние (фикс)
  • Фокус: Ручная фокусировка, 15 лепестков диафрагмы
  • Система: M42, Exakta,
  • Год начала производства: 1966
  • Год окончания производства: 1978
  • Преемник: Pentacon 2.8/135
  • Оптическая схема: 5 элементов в 4 группах (Соннар)

Компания Meyer-Optik в Гёрлице уже давно зарекомендовала себя в области телеобъективов для кинокамер и 35мм фотокамер. В 1930-х годах под руководством Штефана Рёшляйна был разработан Telemegor 1:5.5. Если светосилы было недостаточно, предлагалась альтернатива — Primotar 3,5/135 и 3,5/180. Однако эти дальнобойные объективы были модификациями схемы Тессар, которая не позволяла делать компактными объективы с большим фокусным. Длиннофокусные примотары были весьма объемными, и к 1960 году уже считались морально устаревшими.

Чтобы не ударить в грязь лицом на международном рынке, все телеобъективы Мейера в 1960 году прошли модернизацию под руководством Хуберта Ульбриха. Первым модернизировали Orestegor 4/200 мм в мае 1961 года. Осенью 1963 года им заменили устаревший Telemegor 5,5/180. Однако между Trioplan 2.8/100 и новым Orestegor 4/200 была довольно большая брешь, в которую необходимо было впихнуть что-то с фокусным в 135 мм. Им стал Meyer Orestor 135/2.8. На фото уже переименованная после слияния фабрики Мейера с конгломератом VEB Pentacon версия объектива.

Orestor 2.8/135 является представителем классического типа Sоnnar, так как данная схема в то время, практически была безальтернативной, если требовалось минимизировать затраты при производстве.

-2

Как видно из соответствующей спецификации патента ГДР № 33.141 от 15 февраля 1962 года, Ульбриху пришлось пойти другим путем, чем годом ранее, в Orestegor 200 мм. Orestegor относятся к телеобъективам в более узком смысле, — для них характерна передняя собирающая часть и задняя рассеивающая. С помощью средств того времени можно было обеспечить в такой схеме светосилу лишь 1:4.

Однако с новым 135 интенсивность света должна быть увеличена до 1:2,8. Поэтому Ульбрих переключился на тип схемы, которая состоит из двух собирающих компонентов как перед, так и за диафрагмой, однако, заключают в себе толстый отрицательный мениск. Толщина стекла этой рассеивающей части составляет от 15 до 30 процентов фокусного расстояния объектива. Такие модификации схемы Людвига Бертеле были созданы Ernemann и Zeiss Ikon в Дрездене как Ernostar и Sonnar. Таким образом, Orestor 2.8/135 является представителем классического типа Sоnnar.

-3

Запатентованное Хьюбертом Ульбрихом усовершенствование этой широко используемой схемы заключалось в том, что собирающая часть системы за апертурой была сконструирована из двух отдельных компонентов, состоящих из собирающей и рассеивающей линзы. В то время, как «Соннары» Бертеле 1930-х годов имели очень толстые линзы с сильным изгибом за диафрагмой, Ульбрих обходился более тонкими и плоскими линзами, которые гораздо проще изготовить. Orestor с самого начала проектировался таким образом, чтобы его производство было максимально экономичным, но при этом должно было обладать максимально хорошим качеством изображения:

-4

«В основу системы, построенной согласно изобретению, положена задача создания телеобъектива для 35-мм камер, со светосилой 1:2,8 и с фокусным расстоянием, значение которого не менее трехкратной диагонали формата. При этом, для изготовления линз требуются небольшие усилия, либо используются относительно дешевые виды стекла». Благодаря уменьшенным элементам, улучшилось и светопропускание схемы.

-5

С указанными в патенте тяжелыми кронами и флинтами использовались только те типы стекла, которые были доступны с 1930-х годов и были массовыми. С самого начала было ясно, что при таком использовании материала можно получить хороший, но ни в коем случае не откровенно топовый объектив, собранный с использованием новейших технологий. Примерно двумя годами ранее некий Ойген Херманни создал Elmarit 2.8/135 для Ernst Leitz GmbH, который изначально поставлялся для зеркальной Leica, а позже еще и для Leicaflex. Этот Elmarit, собранный согласно схеме Бертеле, использовал кроновое стекло с чрезвычайно низкой дисперсией (вероятно, тяжелое фосфатное) в двух передних линзах, что привело к значительному увеличению производственных затрат. Elmarit-R 2.8/135 тогда стоил почти 700 немецких марок.

Напротив, Orestor 2.8/135 продавался по разумной цене – 191 восточногерманская марка. Это было даже дешевле, чем стоил Jena Sonnar 4/135, который некоторое время оставался доступным параллельно. У Orestor было большое преимущество в том, что он работал с той же системой адаптеров, что и Orestegor 4/200. Таким образом, эти двое были взаимозаменяемы и могли использоваться с камерами Praktica, Praktina и Exakta. Какое-то время был даже адаптер для камер Altix, хотя эта комбинация не имела большого смысла, учитывая отсутствие вспомогательного средства фокусировки. Объективы также можно было подключить к Pentaflex 8 с помощью того же задника.

-6

В связи с типичной для Sonnar конструкцией стоит упомянуть, что в рекламной литературе Feinoptikes Werk Görlitz в течение 25 лет для Orestor и Pentacon 2,8/135 мм указывалась неправильная схема. Форма характерной средней группы с ее большой толщиной стекла, показанная на чертежах в разрезе, не соответствует той, что реально установлена ​​в объективе. Вероятно, в этом виноват рекламный отдел фабрики тонкой оптики. По-видимому, это был рисунок из патентной спецификации Хуберта Ульбриха. Разница незначительна и связана только с тем, что механические требования при установке линз в оправу иногда требуют особой формы.

В 1968 году завод Feinoptik Görlitz был интегрирован в состав комбината VEB PENTACON Dresden . В результате торговая марка «Meyer-Optik» пропала примерно с 1970 года, а запутанная и фатально напоминающая плохие каламбуры путаница имен собственных объективов, таких как Oreston, Orestor, Orestegor и Orestegon , была заменена унифицированным ярлыком «Pentacon».

Orestor 2.8/135 был переименован в Pentacon 2.8/135 и оставался в ассортименте фабрики Görlitz до воссоединения ГДР и ФРГ. Цена этого телеобъектива оставалась фиксированной на уровне 191 марки в течение четверти века.

-7

Известные варианты объектива

  • Meyer-Optik Orestor 2.8/135 зебра (предустановка диафрагмы, 15 лепестков)
-8
  • Meyer-Optik Orestor auto 2.8/135 модифицированная зебра (прыгающая диафрагма)
-9
-10
  • Pentacon Auto (Electric) 135mm f/2.8 (6 лепестков)
-11
  • Pentacon Auto (Electric) 135mm f/2.8
-12
  • Pentacon Auto (Electric) 135mm f/2.8 MC красный шрифт
-13
  • Pentacon Auto (Electric) 135mm f/2.8 MC зеленый шрифт
-14
  • Pentacon Prakticar 135/2.8 MC байонет Praktica B
-15

Встречаются с мультипросветлением и без, без электрических контактов и с ними (уже позже, в Pentacon), с различными вариантами крепления к камерам (m42, Praktica B, Exacta). Объективы, имеющие аналогичную схему:

Корпус, эргономика

15-лепестковой ирисовой диафрагмой раньше далеко не каждый объектив мог похвастаться, — видимо поэтому объектив нашел своих ценителей и в современности.

-16

На аукционах типа Ebay, можно найти б\у экземпляры Meyer-Optik Orestor 135mm f2.8 в хорошем состоянии за приемлемую цену. Средняя стоимость объектива на вторичном рынке — 7500 рублей. Все, конечно, зависит от состояния. Помимо диафрагмы — оптическая схема и качество самих линз также на высоте. Особенно это заметно, когда работаешь с подобной оптикой напрямую.

-17

Meyer Orestor 135 выполнен в корпусе типа «зебра», данные корпуса были в ходу у Германских производителей в 60-70 годах. Далее объектив выпускался под наименованием Practikar, а затем, и Pentacon, без изменения оптической схемы. У Pentacon 135mm f2.8 поздних версий было уменьшено количество лепесков в диафрагме.

-18

Кольца объектива имеют плавный ход, а за счет ребер на поверхности можно на ощупь найти нужное кольцо.

Диафрагма, фокусировка

Кольцо диафрагмы имеет механизм предустановки. Кольцо приподнимается вверх и устанавливается необходимое рабочее значение. Похожую конструкцию можно наблюдать на объективах и советского прозводства — Гелиос 44-2, Юпитер-37А, Юпитер-22, и других. Такое решение активно использовалось производителями до появления и перехода на заобъективную TTL-экспонометрию (замер на открытой диафрагме) с электронной передачей данных непосредственно от объектива в экспонометр фотоаппарата (как например, на Таир-3С из комплекта «Фотоснайпер» или Pentacon Electric 29mm f2.8).

-19

Минимальная дистанция фокусировки — один метр. Максимальное значение диафрагмы — f32. Кольцо фокусировки вращается практически на 360 градусов вокруг оси.  Вес объектива порядка 300 грамм. Отличное приобретение для фотолюбителя. На открытой диафрагме линия ГРИП тонкая, при фокусировке через видоискатель очень просто промазать.

Качество картинки

Качество картинки падает при контровом или боковом свете. У объектива наблюдаются цветовые аберрации в виде фиолетового ореола вокруг ярко освещенных объектов.

-20

Не всегда так сильно, что невозможно вытянуть файл из RAW. Качество падает благодаря присутствию неокрашенных торцов линз объектива и переотражением света от этих необработанных торцов (поздние Пентаконы страдают той же болезнью).

-21

Использование на современных фотоаппаратах

Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего ставится на кропнутые Canon EOS с байонетом EF-s, особенно, учитывая то, что переходники без чипов на Canon стоят сущие копейки.

Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту покрывать расходы на содержание сайта и развитие. Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)

  • Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
  • Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
  • Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F переходник M42-Nikon F с линзой и без.
  • Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
  • Pentax K переходник M42-Pentax K.
  • Pentax Q переходник M42-Pentax Q.
  • Sony/Minolta A переходник M42-Sony A (без чипа или с чипом).
  • Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
  • Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) переходник M42-4/3
  • Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) переходник M42-Micro 4/3.
  • Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X переходник M42-Fuji X.
  • Samsung NX переходник M42-Samsung NX.
  • Leica M переходник M42-L/M.
  • Для байонета Leica T переходник M42-L/T.

При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях Canon EOS.

Объективы VEB Pentacon на портале [ПРО]ФОТО:

Резюме

Обновленной версией объектива является Pentacon auto 135mm f/2.8. От использования объектива остаются приятные впечатления, особенно, когда знаешь, что близкие по качеству современные аналоги имеют стоимость в магазинах в 5-10 раз большую.

Примеры фото (Canon 60D)

Съемка на кроп, даже если это Canon, не раскрывает в полной мере возможности этого объектива. Все-таки, условно, мы акцентируем в первую очередь свое внимание на центральной части, а также на аберрациях оптической схемы. Так как, например, одно и то же стекло на полном кадре и на кропе APS-C дает различную картинку в первую очередь, по причине большего сенсора полнокадровых камер. Поэтому, логично ожидать на кропе немного худшую картинку.

Больше примеров в сообществе ВК