80-е годы 20-го века окружены флёром романтизма и ностальгии, по той эпохи вздыхают те, кто её не застал, в музыке обретает популярность retrowave, а неоновый свет перестал быть признаком дурновкусия, вспомним к примеру альбом и тур "Simulation theory" от группы Muse. Не проходящая тоска по золотому веку.
Но для музыкантов сделавшим себе имя в 70-е, исполняя хард-рок в различных его вариациях, начало 80-х стало тяжёлым испытанием. Если панк-революция второй волны 70-х в музыкальном аспекте прошла под условным лозунгом "back to the roots", но не нивелировала традиционные гитары и барабаны, как привычный инструментарий, то "новая волна" устремлялась в будущее, сметая старый звук с парохода современности.
Не нужны больше громоздкие инструменты и оборудование, да и группа музыкантов не нужна, человек с синтезатором - вот символ будущего.
Приспособиться к новым веяниям было не просто. Самыми привлекательными (и самыми простыми) виделись крайности: играем как играли или же поддаёмся, порою вопреки желанию, веяниям времени. Но между крайностями всегда есть промежуточные варианты, и именно его, имея к 1982 году в каталоге 8 альбомов, выбрала канадская группа Rush.
С альбома Signals 1982 года трио обогащало своё звучание за счёт технологических новшеств.
Барабанщик группы Нил Пирт, вспоминая о переменах в группе после 1981 года, рассказывал: "С тех пор произошла мощная революция на всем технологическом уровне. Целый мир сэмплов оказал на нас огромный эффект, особенно на меня, и на нас, как на группу. Мы все более убеждаемся в важности технологии и своих звуковых горизонтах".
Rush рассматривали появление новых технологий, как новую возможность, но не изменяли своим принципам, доведя свой новый звук до совершенства на альбоме 1985 года, получившем название "Power Windows".
Первым синглом и треком открывающим альбом стала вышедшая 26 сентября 1985 г. песня "The Big Money", повествующая о силе и бездуховности денег.
На песню был выпущен клип:
"The Big Money" цепляет своими басовыми партиями, прекрасно подчёркнутыми в миксе, и с точки зрения внутренней драматургии альбома её первое место в трек листе оправдано. Но она не даёт полное представление о звуке альбома "Power Windows" вышедшем 29.10.1985 года.
Более презентабельной мне кажется следующая "Grand Designs", где клавишам даётся больше простора, а барабаны Нила Пирта звучат с характерным для времени эффектом эхо. А третий трек "Manhattan Progect" это уже "чистый" "Power Windows".
При очень плотном звуке у Rush и их продюсера Питера Коллинса получилось сделать запись объёмной. Все эти звуковые элементы, как уже упомянутый бас Гедди Ли, синтетические барабаны Нила Пирта (чьи партии можно смело слушать отдельно) или звенящий звук гитары Алекса Лайфсона парят в пространстве, сплетённые незримой паутиной композиторского замысла. Очень наглядно это демонстрируют треки "Marathon", "Territories" (с мощнейшим гитарным звуком от Лайфсона) и "Emotion Detector".
Нил Пирт так охарактеризовал подход группы к звучанию: "Мы стремились к абстрактному звучанию, но при этом никогда не знали, каким оно будет. Это был результат кумулятивного музыкального эффекта, и последние 10 лет, мы испытали его на себе. Наши вкусы изменились, изменилась аппаратура, на которой мы играем. Наше звучание – результат многих слагаемых".
Отдельно отмечу второй сингл с альбома, трек "Mystic Rhythms", с которого для меня начал"раскрываться альбом.
"Mystic Rhythms" это барабанный перформанс Нила Пирта, который окутывает слушателя своей ритмикой, воплощая строки: "Mystic rhythms сapture my thoughts сarry them away".
Я помню что мог слушать эту песню несколько раз подряд, с её убаюкивающим ритмом, парящими партиями клавишных (за которые, как на альбоме, так и на концерте отвечал Гедди Ли) и катарсисом, наступающим каждый раз, как только Гедди поёт указанные выше строки из песни.
В моём лично восприятии "Power Windows" один из самых цельных альбомов Rush и одна из эталонных записей 80-х. Звук альбома это плоть от плоти 80-е, но он не архаичен, он не слушается как некий привет из прошлого и этим напоминает мне творения классической литературы, которые пестрят маркерами своей эпохи, но как цельные произведения остаются вне времени.
И похоже сами музыканты, даже с учётом скептицизма Алеса Лайфсона в отношении записей группы 80-х, оценивают "Power Windows" достаточно высоко. В последних турах минимум 2 трека их альбома получают место в сет-листах, а в турне 2012-2013 годов релиз был представлен пятью композициями, что задокументировано на концертной записи Clockwork Angels Tour.
Я всегда хочу слушать "Power Windows" целиком, и можно не единожды. Он не из простых и вряд ли сразу откроется большинству слушателей, как и вся музыка группы, но если вы попадётесь на какой-либо из "крючков", то дальше водоворот затянет вас в эту запись.
Буду рад если этот материал открыл для вас что-то новое или просто напомнил о хорошей музыке группы Rush.