Январским утром 1742 года на площади Петропавловской крепости стояла женщина. Она куталась в платки и шубу, переступала с ноги на ногу, озиралась по сторонам и кого-то выискивала глазами.
Вдруг она увидела полицейского чиновника князя Якова Шаховского, направляющегося через площадь к одной из казарм, в которой сидел государственный преступник. Женщина хорошо знала князя, но он узнал ее не сразу, приняв за простолюдинку. Лишь приглядевшись, понял, что перед ним - графиня Барбара Элеонора Миних, урожденная баронесса фон Мольцах. Она стояла и ждала, когда выведут ее мужа, бывшего фельдмаршала Миниха, чтобы последовать за ним в ссылку.
У светской женщины XVIII века был выбор – отречься от опального мужа или следовать за ним. Графиня выбрала последнее.
Ждал приговора и узник. С достоинством он двинулся навстречу открывающейся двери камеры, и Шаховской, который когда-то служил под командой Миниха в Русско-турецкой войне и которому сегодня было поручено объявить опальному сановнику свергнутой правительницы Анны Леопольдовны указ новой императрицы, узнал этот решительный взгляд.
Да, Миних был настоящим смельчаком и ловцом удачи!
***
Будущий фельдмаршал родился в 1683 г. Ольденбурге в семье военных инженеров. Его отец был офицер датской армии, занимался водными сообщениями, строительством дамб и каналов, и сын пошел по той же стезе. Получил основательное образование, овладев инженерным и чертёжным искусствами, освоил латынь и французский язык, а также получил опыт в области гидротехники.
Его биография до приезда в Россию – сплошные войны (что дало ему боевой опыт), ссоры и дуэли. В конце 1710- х годов он служил в польско-саксонской армии под командованием Августа II, где дослужился до чина генерал-майора, но, крупно поссорившись со своим командиром – фельдмаршалом Флемингом, решил искать нового господина и обратился к Петру I, направив ему свой трактат о фортификации. Сочинение Петру понравилось, и в 1721 году Миних поступил на русскую службу.
В России ему сразу же поручили строительство крепостей и укреплений. Для начала Петр забросил его на строительство Ладожского канала, которое никак не могли закончить, и сразу же стройка сдвинулась с мертвой точки. Миних был хорошим инженером, в этом сомнения не было. Карьера в России складывалась неплохо, а в 1727 г., после опалы Меньшикова, с которым они, мягко говоря, друг друга недолюбливали, дела Миниха и вовсе пошли в гору.
Он получил графский титул, имение в Лифляндии, был назначен генерал-губернатором Санкт-Петербурга и в 1728 г. завершил строительство Ладожского канала, торжественно открытого для навигации. Окончание работ на Ладожском канале, обеспечившем безопасное плавание в обход бурного Ладожского озера, имело чрезвычайно большое значение для экономики города, поскольку соединяло его с центральными губерниями России и расширило товарооборот порта. В результате цены на товары первой необходимости сделались приемлемыми для большинства населения.
Миних отлично знал свое дело, но еще лучше ему удавалось красиво и грамотно преподнести результат своих деяний. Так, к примеру, вокруг открытия Ладожского канала, была поднята невероятная шумиха! О великолепном канале говорили всюду, и сам Миних лично таскал по нему иностранных посланников «для осмотрения тамошней великой работы…».
В это же время Миних ведёт интенсивное строительство в Петербурге, Выборге и Кронштадте (было завершено строительство Здания 12 коллегий, постройка каменных бастионов Петропавловской крепости), показывая себя деятельным администратором с весьма основательными знаниями в области гидротехники и военного дела.
Для оживления общественной жизни в столице и поддержания её столичного статуса он часто организовывает в своём доме балы, обеды, а в торжественные дни — празднества, проводит парады и смотры войскам и торжества при спуске судов.
С началом правления Анны Иоанновны в 1730 году для Миниха наступает золотое время. Он быстро входит в число доверенных людей новой императрицы, сразу же, после вступления на престол Анны, приведя к присяге вверенную ему столицу и не забыв донести на неверных сановников, выказывающих предпочтение дочери Великого Петра – Елизавете. Усердие и доносы сделали свое дело – Миних заслужил доверие новой императрицы. В 1732 году он получает чин фельдмаршала. В военном ведомстве состояли еще два боевых фельдмаршала – Михаил Голицын и Василий Долгорукий. Но оба оказались в опале, впереди, на ступенях служебной лестницы, никого не осталось. Вообще, если нарисовать психологический портрет Миниха, это была бы невероятная смесь храбрости, ума, решительности, обаяния высокого статного красавца с нарочито томным взором, апломба, фальши, самолюбования и лести. Поистине гремучая смесь! Но был при дворе Анны человек, который мог установить допустимый предел даже для амбиций Миниха. Речь, конечно, о фаворите императрицы - герцоге Бироне. Ревнивый Бирон почуял в Минихе опасность, не позволил войти ему в кабинет министров и услал подальше от столицы воевать на границах империи.
Военный путь нашего героя начался на русско-польской войне в 1733-1735 гг., потом в 1735-1739 гг. продолжился на войне с турками.
Кипучая энергия Миниха и его желание через военные победы возвысить свой авторитет, превзойти Остермана и Бирона побудили его принять пост главнокомандующего. Однако, с его приходом начались невиданные доселе свары и ссоры среди военачальников. Бесконечная клевета и интриги - служить под его командованием оказалось непросто. Миних обладал поразительной способностью наживать себе врагов. Он сначала приближал к себе людей, а затем вышвыривал их вон, заставляя ненавидеть себя. В итоге в 1736 году составился настоящий генеральский заговор против Миниха, что вызвало беспокойство императрицы, потребовавшей прекращения свары. Миних получил выговор и поутих на какое-то время.
В том же 1736 году под командованием фельдмаршала русская армия вторглась в Крым и, успешно и практически без потерь отразив и рассеяв орду крымского хана на его же территории, взяла столицу ханства Бахчисарай и сожгла его. Потери русской армии от вспыхнувшей эпидемии, распространения болезней, нехватки продовольствия и воды были значительными, и фельдмаршалу пришлось повернуть назад, на Украину, но путь в Крым для России всё же был проложен.
Роль фельдмаршала графа Миниха в войнах XVIII века и вообще в военной истории России очень высока.
Он привел в порядок армейские финансы, основал при войсках госпитали для раненых и гарнизонные школы, составил новые штаты для армии, заменившие старую «табель» 1704, ввёл в армии корпус (12 полков) тяжёлой конницы (кирасир), создал первые полки гусар; сравнял жалованье русских офицеров с приглашёнными иностранными. Он создал новый для России род войск — сапёрные полки — и основал Инженерную школу для офицеров. Эти и другие преобразования улучшили состояние русской армии.
Было, конечно, в действиях Миниха-полководца немало ошибок и непродуманных решений. Однако, поразительно, но удача и счастливый случай никогда не покидали его!
При взятии турецкой крепости Очаков, потери русской армии были огромны - почти треть состава, казалось, что полный разгром неизбежен, как вдруг, неожиданно, в турецкой крепости взорвался главный пороховой погреб. Взрыв похоронил под собой половину турецкого гарнизона, разломав бастионы и укрепления. Победа Миниха была полной!
В сражении под Ставучанами турками по какой-то причине охватила ужасная паника. Они побросали оружие и побежали из лагеря в сторону крепости Хотин, заразив паникой и десятитысячный гарнизон крепости. Турецкие солдаты бежали, бросив казавшуюся неприступной крепость и свои знамена. Потери русской армии составили девятнадцать человек. Девятнадцать! Это была первая в истории России победа в открытом полевом сражении над турецкой армией, и именно фельдмаршалу Миниху было суждено положить начало славной странице русской боевой славы.
В 1740 году Миних вышел на политическую арену. После смерти Анны Иоанновны он заявил о себе как о стороннике регента Бирона, а потом, вдруг, с согласия Анны Леопольдовны, совершил переворот и сверг временщика. Миних рассчитывал получить вожделенный чин генералиссимуса, но правительница Анна Леопольдовна передала этот чин своему супругу – принцу Антону Ульриху Брауншвейгскому. Миних обиделся и подал прошение об отставке, которое, к его изумлению, правительница тотчас и подписала. Так, вдруг, фельдмаршал, полный замыслов и планов, остался не у дел.
После дворцового переворота 25 ноября 1741 года, в результате которого к власти пришла Елизавета Петровна, сподвижники правительницы Анны Леопольдовны были арестованы и приговорены к смерти, в том числе и Миних.
Когда в январе 1742 года его вместе с другими арестантами вели на казнь, Миних держался молодцом, был спокоен, подтянут и чисто выбрит. Однако до казни дело не дошло, Елизавета помиловала Миниха, заменив казнь ссылкой в Сибирь.
***
Шаховской зачитал приговор. Миниха с супругой посадили в сани и повезли в Сибирь, в Пелым. По иронии судьбы случилось так, что экипажи Бирона (который с семейством возвращался из ссылки в Сибири в Ярославль) и Миниха встретились на столбовой дороге и бывшие великие сановники — герцог и фельдмаршал — посмотрели друг на друга и, даже не кивнув один другому, молча разъехались. Но и в далеком заполярном краю Миних не изменил себе, оставаясь терпеливым, жизнерадостным и активным. Не сдаваясь годам, он занимался физическим и умственным трудом, увлекся огородничеством и животноводством, учил местных детей, а когда умер местный пастор, даже вел церковную службу какое-то время. Слал письма императрице Елизавете, сочиняя разные инженерные проекты проведения новых каналов и надеясь на удачу своей челобитной кампании.
Весной 1762 года пришедший к власти Петр III возвратил Миниха в Петербург, вернув ему все чины и награды.
Многочисленная родня, внуки и правнуки, которые встречали дорожную кибитку в столице, были потрясены, когда увидели бравого, бодрого старика, прямого и статного. А ведь ему было уже почти восемьдесят лет!
Вернувшись из Сибири, Миних пытался вернуться ко двору. Во время государственного переворота до конца оставался при императоре Петре III в Петергофе и советовал ему явиться в Петербург и подавить мятеж. Но Петр III не поехал и Миниха не послал. А если бы послал, как знать, может Россия пошла бы другим путем.
После переворота Миних был прощён Екатериной и принёс ей присягу.
Он ревностно до конца жизни продолжал свои труды. «Сон почти не смыкает моих глаз, — писал он императрице. — С разными планами я закрываю глаза и снова, проснувшись, обращаю к ним свои мысли». Не все планы он успел осуществить. Фельдмаршал граф Миних, этот немецкий солдат удачи на русской службе, умер в 1767 году в возрасте 84 лет. Был похоронен в Санкт-Петербурге в одной из церквей на Невском проспекте.
Изображения, использованные в статье, взяты из свободных источников.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и мы обязательно увидимся где-нибудь еще!!!
Лайки помогают развитию канала!!!
Вам может быть интересно: https://zen.yandex.ru/id/6024542cef4973750ff1112b