В 1928 году вышла первая часть дилогии известного писателя «сталинской эпохи» Вячеслава Яковлевича Шишкова, а в 1932-м эпопея была завершена 2-й частью. И до сегодняшнего дня этот роман является одним из классических примеров того, что даже в раннем СССР с его перегибами, могла создаваться литература высшего качества и мирового уровня.
ВНИМАНИЕ! В ПУБЛИКАЦИИ ПОКАЗАНА ТОЛЬКО МАЛЕНЬКАЯ ЧАСТЬ ИЗДАНИЙ КНИГИ В. Я. ШИШКОВА "УГРЮМ-РЕКА". НА САМОМ ДЕЛЕ ТОЛЬКО В СССР ОНА БЫЛА ИЗДАНА И ПЕРЕИЗДАНА В САМЫХ РАЗНЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВАХ БОЛЕЕ СОТНИ РАЗ!
Почему-то считается, что во времена Сталина в СССР не было хорошей литературы. На самом деле это все враки, которые распускает известно кто в известно каких целях. Я не говорю, что сталинизм – это хорошо, но утверждать, что в СССР не издавались хорошие книги – это перебор.
Достаточно вспомнить таких писателей, как Ильф и Петров, Александр Беляев, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Алексей Толстой, Михаил Булгаков и многие-многие другие. Эти писатели в 20-30-х годах создали множество прекрасных произведений мирового уровня, причем без всякой политической и идеологической подоплеки.
Среди этого сонмища первоклассных «сталинских» писателей надо отметить еще одного - Вячеслава Яковлевича Шишкова, который прекрасно известен отечественному и мировому читателю по таким романам-эпопеям как «Емельян Пугачев» и «Угрюм-река». Вот о последней книге хочется рассказать подробней.
Фильм «Угрюм-река» 1968 года мне довелось посмотреть в детстве, и он так запал мне в память, что повзрослев, я прочитала роман, потом еще раз, а затем принялась собирать все издания той великолепной книги, какие только в руки попадались. Сегодня у меня в коллекции находится 15 изданий – в основном двухтомники и несколько изданий в одной книге. Видела я еще и другие издания, но пока что не удалось мне их собрать все. А пересчитав то, что я видела в Интернете, причем только то, что было выпущено в СССР, то есть до 1991 года, и приблизительно прикинув тиражи каждого издания, я определила, что этот роман был издан не менее чем 2-3-мя миллионами экземпляров.
Ясно, что даже в СССР имелись книги, тиражи которых превышали и 10 миллионов, и даже, может быть, 100. Но то всё литература, не имеющая отношения к приключенческому жанру, к которому, без всякого сомнения, можно отнести «Угрюм-реку». То в основном литература учебная или партийная, для которой многомиллионные тиражи – норма.
Интересно, что роман «Угрюм-река» хоть и имеет довольно большую социальную значимость, однако к тому времени, когда он был издан (1928 г. – первая часть, 1931 г. – вторая), социальный аспект был не очень востребован тогдашним читателем. Также автор умело обошел и идеологический аспект, и хотя ввел в действие некоторых большевистских подпольщиков, но выставил их в чисто приключенческом ключе. Конечно, приключения эти совсем не детские, но социальным или политическим роман назвать язык не поворачивается, тем более что действие происходит в самом загадочном краю России – в Сибири.
Также есть в романе и элементы детектива, и даже мистики, и это еще больше углубляет центральную идею.
А идея романа такова.
Жила в конце XIX века на просторах Сибири в районе великой реки Енисей семья Громовых ни шаткой ни валкой зажиточности. Глава семьи дед Данила перед смертью рассказал своему сыну Петру о том, что он в молодости был разбойником, сгубил немало душ и награбил немало богатств. Все эти богатства он зарыл в потайном месте в тайге, и не тратил их, потому что по поверью сокровища, добытые страшным путем, должны отлежаться и очиститься.
В общем, Петр отправился за кладом, нашел его и пустил в дело. Очень быстро он стал самым зажиточным купцом во всей округе, тем более что Бог его талантами не обделил. И был у этого Петра сын Прохор, который изначально был воспитан в честности и справедливости, но как только вокруг него начали крутиться большие богатства, стал отъявленным негодяем. Правда, стать его негодяем поначалу заставила не его сущность, а обстоятельства – убийство, подлог и клевета, но все это только затем, чтобы сохранить свободу и жизнь.
Но впоследствии, когда Прохор стал одним из самых богатых золотопромышленников Сибири, он вообще слетел с катушек. Действие обоих частей романа очень напряженны и динамичны, наполнены самыми разными событиями под завязку и выписаны без всяких рассусоливаний. И хотя судьба человека, ставшего законченным негодяем, очевидна, но она отложена во времени. Ну, иначе и быть не могло, иначе роман не получился бы таким интересным.
В итоге, отягощенный множеством фобий, промышленник Прохор Громов сходит с ума и бросается с башни своего замка в реку. И это конец вполне логический, так как от всех действий одного этого человека страдали и гибли многие тысячи людей. В общем, конец закономерен. Жаль только, что автор не создал еще и третью часть, в которой описал бы, как после смерти вселенского сибирского узурпатора Прохора Громова восстанавливалось всё, что он успел испортить.
Итак, рекомендую эту книгу всем, кто хочет получить от чтения сильные впечатления и нешуточные эмоции. Многие даже удивятся, как такие мощные, на мировом уровне романы, могли писаться при якобы заидеологизированном «тираническом сталинском режиме».
А вот могли! Причем даже очень!
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Роман А. П. Казанцева «Пылающий остров» в СССР был издан тиражом более 1,5 млн. экземпляров