Найти тему
ТвоёКино

Как делают снег в кино, способы которые поражают воображение

Одним из самых дорогих этапов кинопроизводства являются съёмки на натуре. Подстроить загруженный график съемок под капризы природы очень сложно. Сцены под дождём или в метели нередко снимают в павильонах, поскольку это решает сразу несколько проблем. Так не нужно беспокоиться о защите техники. С искусственным снегом и льдом команду не придется отогревать. Да и подстроить декорации под нужную и зрелищную сцену гораздо проще, чем ждать нужной погоды. Ведь так не только дешевле, но и гораздо проще для актеров и съемочной группы. А на экране это будет выглядеть даже более натурально, чем настоящий снег!

Мы решили разобраться, как же киношники делают искусственный снег. К каким ухищрениям прибегали маэстро классических фильмов, обладая гораздо меньшим арсеналом спецэффектов, чем современный Голливуд?

Облачно, возможны осадки в виде ваты

Задача достоверно показать на экране холод, снег и зиму требует креативного подхода с толикой голливудской магии. Одно дело просто обозначить декорации, и другое - создать настоящее ощущение мороза. Он должен пробирать до костей, играть со зрительским восприятием.

Поэтому в первой половине XX века мастера спецэффектов активно экспериментировали со множеством материалов. Они пытались найти лучший способ имитировать как сугробы (сравнительно легко), так и летящие снежинки (а вот это уже куда сложнее).

До конца 1920-х самым распространённым вариантом для съёмок снега была вата, использовать которую придумал Чарли Чаплин. Она была дешёвой и доступной, продавалась в любом магазине и в любом количестве.

Работать с ватой было легко и просто - большие пучки отвечали за сугробы, а маленькие хлопья достоверно имитировали снежники. Лёгкий вес материала также шёл на пользу, и снежную бурю можно было создать при помощи вентилятора. На экране, особенно с учётом технологий тех годов, это выглядело вполне натурально.

-2

От ваты отказались из-за пожарной безопасности. Огромные сугробы из огнеопасного хлопкового волокна мгновенно вспыхивали даже от малейшей искры. До 1948 года опасность пожаров на кинопроизводстве была огромной. Выполненная из нитроцеллюлозы плёнка горела быстрее любого другого материала. Дополнительный фактор риска в и без того рискованной обстановке был ни к чему.

Требование пожарных удовлетворили - снег (как бы это абсурдно не звучало) сделали огнестойким, заменив его на хлопья асбеста. Впервые эта технология была применена в знаменитой картине “Волшебник страны Оз” 1939 года.

Не стоит удивляться недальновидности киношников - тогда ещё никто не знал о том, насколько асбест опасен. Особые условия работы с этим канцерогеном и вовсе появились более чем через 50 лет - в 1986 году.

-3

Впрочем, и асбест не стал панацеей из-за своей большой цены. Стремясь к удешевлению кинопроизводства, мастера спецэффектов искали любые альтернативные материалы.

Разумеется, в дело пошла и простая поваренная соль, большие крупинки которой выглядели весьма натуральным снегом. Но и она долго не продержалась, поскольку наносила серьёзный вред растительности на натурных съёмках.

В поисках снега

До своеобразной “снежной революции”, которая случилась в 1950-х годах, киношники перепробовали множество материалов. Среди них была пластиковая крошка, куриные перья, гипсовая стружка, мука, целлюлоза и бумага. От части материалов пришлось отказаться из-за пожарной безопасности, а другие смотрелись далеко не так хорошо, как от них ожидалось.

Интересно, что в какой-то момент снегом служил даже отбеленный попкорн. Он был хорош всем, кроме громкого хруста под ногами актёров. Вынужденные переозвучивать диалоги, киношники решили отказаться от воздушной кукурузы и поискать альтернативу.

Переворот произошёл в 1946 году вместе с фильмом “Эта замечательная жизнь” Фрэнка Капры. В этом случае киношники использовали специальную смесь, состоявшую из мыла, воды, сахара и пены для огнетушителя. Получившийся материал был лёгким, бесшумным, полностью безопасным. Но самое главное - он открыл Голливуду глаза на альтернативные способы производства снега.

-4

Впоследствии это стало основным способом изготовления снежных осадков в кино. Изменился только состав и технические особенности смеси. На фоне этого появились компании, которые полностью сосредотачивались на имитации зимней погоды. Например Snow Business активно открывает свои представительства во всём мире с начала 1980-х.

Компьютерный снег на страже бюджета

Использование графики существенно упростило работу художников и мастеров по спецэффектам. Отдав большинство погодных осадков на откуп компьютерам, киношники избавились от головной боли. Не нужно было искать подходящие материалы или ждать погоду для натурных съёмок. Даже пар изо рта теперь можно дорисовать на постпродакшене.

Однако даже так компьютерная графика не способна заменить реквизит и декорации полностью. Какими бы совершенными ни были эффекты, зритель легко распознаёт их. Поэтому графику обычно используют, чтобы дополнить уже существующий на площадке снег - или материал, его заменяющий.

-5

За сто лет кинопроизводства технологии имитации зимней погоды сделали большой шаг вперёд. Начиная с ваты, киношники добрались до экологически безопасных составов и имитации частиц компьютерными программами.

и это не финал. Режиссёры будут искать способы сделать кино ещё более достоверными, а продюсеры - оптимизировать производство. Вопрос лишь в том, что сможет превзойти специализированные растворы, компьютерные эффекты и более чем сто лет опыта кинопроизводства Голливуда?

"ТвоеКино” всегда пользуется услугами профессионалов, и если вы хотите заказать видеоролик, сделать фильм или снять на видео мероприятие, мы готовы вам помочь: +7 (499) 955-44-45

💖 Закажите экскурсию: КИНОПАВИЛЬОН "ТвоёКино" https://bitly.su/pHH1RZ​ 🎥 Все услуги видеосъёмки здесь https://bitly.su/wsVhch​ 📞 Позвони нам, мы любим отвечать на вопросы +7 (499) 380-73-97 😃 Смотри новинки семейного кино – подписывайся на канал! https://bitly.su/nDonz4​ 📜 Смотри плейлист «Детские экскурсии на съёмочную площадку» https://bitly.su/3GQ60QH​ 👉 КИНОПАВИЛЬОН "ТвоёКино" Instagram: https://bitly.su/u8aQ