В зависимости от назначения моторные масла делят на: масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные масла.
Также масла бывают зимними, летними и всесезонными.
Все современные моторные масла создают из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
Присадки- синтетические, химические соединения. которые влияют на физиологические свойства базовых масел и оказывают на них определённый эффект.
По составу базового масла, масла делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические.
Вот мы и разобрали основную классификацию масел.
И возникают вопросы. Зачем вообще нужно масло? Какого его назначение?
Основное назначение смазочного масла- обеспечение надёжной и экономичной работы двигателя в течении установленного для него моторесурса.
То есть любое масло должно обеспечивать:
- уменьшение износа деталей
- снижение потерь энергии на трение
- уплотнение зазоров между деталями
- отвод тепла от нагретых деталей
- вынос из зон трения продуктов износа и перенос их в фильтрующие устройства систем смазки
- защиту металлических поверхностей от коррозии.
Теперь поговорим о температуре застывания масла.
При определённых значениях температуры при охлаждении масла становятся нетекучими. Переход в нетекучее состояние вызывается либо выпадением в процессе понижения температуры масла кристаллов высокоплавких углеводородов и образованием из них кристаллического каркаса, либо сильным увеличением его вязкости.
В процессе производства применяются меры по снижению температуры застывания масел. К таким относится удаление наиболее высокоплавких углеводородов из масел при помощи депарафинизации и введение в очищенные масла депрессорных присадок.
Что такое вязкость масла?
Вязкость масла- это показатель, показывающий насколько текуче масло, находящееся в двигателе.
Для получения масел с хорошим вязкостно-температурными свойствами в базовые масла добавляют присадки. Такие масла называются загущенными и обладают большим ИВ (индекс вязкости) (115-140).
Загущенные масла имеют значительно лучшие низкотемпературные свойства.
Лакообразование.
Углеводороды и другие компоненты масел становятся недостаточно химически стабильными. Они окисляются и образуют плохо испаряющиеся, высоковязкие, практически не растворимые в масле асфальтены и кислые смолы, осаждающиеся на деталях в виде тонкого блестящего слоя, называемого лаковым отложением.
Одной из мер борьбы с лакообразованием является введение в масла антиокислительных и моющих присадок, которые тормозят отложение образующихся смолисто-асфальтеновых веществ.
Нагарообразование.
При работе двигателя масла частично попадает в камеру сгорания и там в основном сгорает. Несгоревшее масло в результате глубоких химических превращений преобразуется в нагар. Слой нагара ухудшает теплоотвод деталей, облегчает возникновения детонации и калильного зажигания, а также может привести к задирам на поршнях и стенках цилиндров.