Такой же вечный спутник детства, как Незнайка или Дюймовочка, Петрушка или Кот в сапогах? Ребёнок и не задумывается над тем, что было время, когда их не было!
А ведь вечные образы совсем не редко - результат коллективного творчества. Столь обаятельные, что их считали своими сразу и все. И досочинять - дописывать - дорисовывать - это даже и не считалось нарушением авторских прав!
А самый первый создатель Мурзилки - Палмер Кокс. Типичный янки, словно сошедший со страниц Марка Твена, перепробовал множество профессий, но больше всего он любил рисовать.
Академический рисунок? О нет, учиться было просто некогда и не на что! И набив себе руку как мог и как умел, Кокс рисует комиксы с продолжением.
Постоянными его персонажами становятся брауни - озорные, своенравные, но впрочем добрые ... кто? Обычно у нас "брауни" переводят, как "домовой", но это что-то среднее между эльфами и бесенятами! Человечки? Вечные дети?
Вот они - персонажи Кокса:
В центре, в цилиндре - Мурзилка, справа от него - Незнайка...
Да - да, Мурзилка и Незнайка - родные братцы по отцу!
Придумав героям смешные имена, художник, однако, менее всего заботился о тексте, об индивидуальной речи персонажей. Разве только "русский нигилист Котчакофф" ( в коричневой шапке) говорил с акцентом.
На надгробной плите Кокса нанесено изображение брауни и изречение: «Создав брауни, он оставил бесценное наследство детям». А умер Кокс в 1924 году. Значит, брауни начали своё самостоятельное путешествие по странам и континентам ещё при жизни их "родителя"!
Русская писательница Анна Борисовна Душкина - Хвольсон решила восполнить упущение Кокса - наделить персонажей индивидуальностью не только "зрительной", но прежде всего психологической. Для этого и пришлось уйти от формы комикса, превратить приключения эльфов (теперь они именовались именно так) в рассказы.
Книга "Царство малюток" выдержала несколько изданий с 1888 по 1913 год. Назвать её сказкой или повестью - слишком большая натяжка, это именно рассказы, которые можно читать в любом порядке. Непоседливые человечки ищут приключений - и находят их в огромном количестве!
Имена у них - просто прелесть! Кроме уже знакомых нам Мурзилки и Незнайки - Знайка, Читайка, Вертушка, Чумилка, Пучеглазка... И на всю эту ораву детей единственный "взрослый": серьёзный и ответственный доктор Мазь-Перемазь.
Если кто настроился болеть долго - а поправился неожиданно быстро - так и знайте: это Мазь-Перемазь добавил вам в чай своих волшебных травок. Никому он не откажется помочь, если только окажется рядом!
Выходили эти истории и под другим названием: "Приключения Мурзилки".
***
Кто и когда сказал, что новый костёр надо обязательно поджигать от старого огня?
Эту поговорку обыграл Рей Брэдбери в одном из своих рассказов: колонизаторы Марса смирились со своей участью умереть на красной планете лишь после того, как с Земли им доставили их детские игрушки, фотографии, книжки и даже... скрипучую ступеньку от старого дома.
Были ли столь же сентиментальны создатели первого советского детского журнала? Вряд ли. Но они не стали изобретать совершенно нового "Коммунёнка" или "Красармика". Персонажем нового журнала стал "старый", хорошо знакомый уже третьему поколению детей Мурзилка!
Но вот внешний облик Мурзилки трансформировался весьма причудливо.
По книжкам А.Хвольсен все знали вот такого ... то ли джентльмена, то ли янки. Щеголь - джентльмен с характером янки!
Но это же... буржуй? Пусть маленький и смешной, но всё равно классово чуждый?
К моменту выхода первого номера с этой проблемой не разобрались - не успели. И на самой первой обложке Мурзилка был вот таким:
Щенок!
А мальчик - это его хозяин Петя.
Но под этой же обложкой - вот такой стишок, явно списанный у Аксакова-младшего (Ай-яй-яй, А.Алтаев!)
Через месяц авторы, очевидно, решили - пусть будет узнаваемым, только не буржуем, а ... буржуёнком. Пусть воспитывается вместе с читателями!
Но уже в 1937 году родился известный нам всем жёлтый пушистик:
А в 1950-е годы Мурзилка "воспитался" настолько, что обрёл профессию. Журналист, фотокорреспондент. Маленький - вот его не все и замечают, а сам-то он видит всё-превсё. И птицы ему помогают, и звери, и стрекозы!
Это было время больших свершений, и не только взрослые, не только дети, но даже сказочные герои были уверены: все мы на пороге великого будущего.
Именно этот Мурзилка, вооружённый фотоаппаратом, мне нравится больше всех, несмотря на то, что самым привычным стал, конечно же тот, которому перевалило за 80 лет:
Но должно же было когда - нибудь количество перейти в качество? Должна же была родиться полновесная книжка о новых, советских приключениях Мурзилки? И она родилась!
... Ябеда - Корябеда была очень похожа на старуху Шапокляк. Ну может только лет ей было чуть поменьше. И была она не просто врединой, а самой настоящей ведьмой.
Но в наше время даже злые волшебницы не работают в одиночку, и обзавелась она целым штатом мальчишек и девчонок, которым учиться скучно, а придумывать, как бы насолить ближним - самое то.
И что против такой толпы может сделать один Мурзилка? Хотя он тоже не один - друзей у него немало, но... какие - то они все недотёпистые. Расстраивать хитрые планы недругов приходится практически в одиночку.
А для этого надо быть наблюдательным и сообразительным: расшифровывать таинственные записки, читать следы, по фрагменту фотографии догадываться, что же там было...
Разумеется, все эти ребусы предлагается решить самому читателю - чтобы понять, как Мурзилка догадался. и на основании чего действует.
Бесконечный комикс печатался из номера в номер, а потом был выпущен книжкой "Ябеда - Корябеда, её проделки и каверзы".
Увлекательно разгадывать - расшифровывать, но... не знаю ни одного ребёнка, который был бы в этой истории на стороне Мурзилки. Нет, все дружно болели за изобретательную Ябеду - Корябеду!
Потому что даже привычному, любимому, вечному персонажу не дозволяется быть таким скучно - правильным. Впрочем, Мурзилка это чувствовал и сам: иногда отвечал обманом на обман. И взрослый - то читатель рассмеётся, когда Мурзилка "раздвоится". Запертый недругами в кладовке, он закричит: "Своего не узнали? Я же агент моей любимой Ябедочки - Корябедочки! А жёлтый костюм - для маскировки!"
А в самом деле, что за странное существо скрывается под жёлтым костюмом? По первоначальному замыслу - говорящий щенок, который, вопреки замыслу авторов, своевольно "очеловечился!
И скоро отметит свой столетний юбилей.