В своей публикации о Минкультуры РФ я упоминал новый праздник современной России - День народного единства. Он отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Также я говорил и о причинах его появления - правительству нужно было заменить памятную дату 7 ноября, когда страна отмечала День Великой Октябрьской социалистической революции. Отмечать в капиталистическом государстве победу социализма было как-то нелепо, и теперь у нас есть новый праздник.
Сперва 7 ноября просто переименовали в День согласия и примирения, но потом дату решили убрать
Из названия понятно, что он посвящен объединению народа России, вот только вокруг чего? А объединиться мы должны вокруг событий 17 века, если конкретно, то речь о Смутном времени.
С момента возникновения этого праздника прошло 16 лет, но для многих людей его смысловое наполнение до сих пор остается непонятным, и в этом, на мой взгляд, нет ничего удивительного. Выбранные исторические события настолько далеки от рядового обывателя, что с тем же успехом можно было бы отмечать крещение Руси Владимиром в 988 году - это бы даже выглядело для многих понятнее, и в определенной степени также символизирует единение народа.
В пояснительной записке к проекту закона о празднике указано следующее:
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
О празднике высказывались и многие, вот слова Патриарха Кирилла:
"Что мы отмечаем в этот день? Окончание Смуты, ставшее возможным благодаря народному единству. То есть благодаря солидарности, объединению множества людей во имя общей высокой цели — защиты Родины, ее независимости, сохранения национального достоинства"
Смысл все поняли, русский народ объединился и отбил столицу у польских интервентов. Когда я это объяснял, то люди просто пожимали плечами и воспринимали этот день как внеплановый выходной. И я сам поступил бы так же, вот только профессия обязывает рассказывать людям об этих событиях.
Выглядит всё это как урок истории (причем ещё и искаженной, об этом позже), а потому это самый непопулярный государственный праздник из всех имеющихся.
Согласно опросу фонда "Общественное мнение", на момент конца октября 2020 года, 71 % опрошенных считает, что людей, которые воспринимают 4 ноября как очередной выходной больше, чем тех, кто воспринимает его, как праздник.
Итак, что же в самом деле тогда случилось, действительно ли имело место всенародное единство и борьба с польскими интервентами? К сожалению, реальная история была не такой изящной, но вот польско-литовских интервентов Второе ополчение действительно выбило.
Чтобы не затягивать рассказ (уже даже смешно) я коротко пробегусь по основным событиям, которые и стали причинами Смутного времени:
- В 1591 году умер сын Ивана Грозного, Дмитрий Иоаннович
- В 1598 году умер Федор Иоаннович - старший наследник Ивана Грозного
- Династия Рюриковичей пресеклась
- К власти пришёл Борис Годунов, но поскольку он не потомок Рюриковичей, то многим не понравилось такое положение дел
- Борис Годунов начал бороться со своими противниками среди бояр и князей
- Государство было в тяжелом экономическом положении после Ливонской войны
- Начался Великий голод, вероятно по причине извержения вулкана Уайнапутина
- На фоне происходящих событий объявился "чудом выживший" царевич Дмитрий
Словом, у Отечества не задался конец 16 века
Царевичу "Дмитрию" обеспечили поддержку польские магнаты, один из них, Юрий Мнишек, даже готов был выдать за него замуж свою дочь - Марину. "Дмитрий" получил не только напутствующие слова, но и армию наемников.
Война у него не слишком задалась, серьезных побед он не одерживал, но зато накапливал популярность среди народа, а ещё в это же время умирает Борис Годунов. В конце концов, "Дмитрий" попадает в Москву без штурма. Действия во время его правления вызвали народный гнев. В 1606 вспыхнуло восстание и он был убит. Так закончилось правление Лжедмитрия I, но вот идея занять русский престол не умерла.
В 1607 объявился второй "Дмитрий", который обладал ещё более внушительными силами. По стране прокатились грабежи, значительная её часть была захвачена, а затем самозванец встал лагерем в Тушино и осадил Москву.
Тогда в Новгороде и начинает формироваться сопротивление захватчику. Войска возглавлял Скопин-Шуйский, который заключил союз со Швецией (уступив ей часть территорий). Это было важно, поскольку со шведами были натянутые отношения из-за выхода к Балтийскому морю, а кроме того ему была оказана военная помощь - корпус Якоба Делагарди. С этими силами он вступил в бой с самозванцем, одерживая победу за победой и освободил север страны.
Вот только продолжалось это недолго - Швеция была врагом Речи Посполитой, поэтому присутствие шведских войск в конфликте было расценено как повод начать с Россией открытую войну, что она и сделала, осадив Смоленск. Как будто этого мало - умирает Скопин-Шуйский (но всё же он успел освободить Москву), а корпус Делагарди начал бунтовать из-за невыплаты денег (в основном это были наёмники). Они отделились от войска, а 24 июня 1610 правительственная армия была разбита при Клушино. Теперь польско-литовские войска могли идти на Москву.
Вместе с этим от Лжедмитрия II ушла часть людей, те решили присоединиться к походу польско-литовских войск. Лжедмитрий оставил Тушино и отправился в Калугу. Но затем, получив весть о поражении русского войска, вновь решил идти на столицу.
Бояре решили пустить в город поляков, ведь те предлагали защиту от войска самозванца. Царь Василий Шуйский был низложен, а вместо него царем признали польского королевича Владислава. Несмотря на то, что самозванцу удавалось одерживать победы над польско-литовскими войсками, а на его сторону добровольно переходили целые города (т.к. не признавали Владислава царем), Лжедмитрий II был убит во время охоты.
Сближение России с Речью Посполитой не осталось незамеченным для Швеции, и она разрывает союз. Затем войска всё того же Делагарди берут Новгород. После всего этого и начинает формироваться Первое ополчение, которое заблокировало интервентов в Москве, но взять город оно не смогло.
Более того - в ополчении не было единства, между знатью и казаками то и дело возникали конфликты, которые вылились в кровопролитие. Часть войска покинуло ополчение. В это же время пал Смоленск.
Осенью 1611 в Нижнем Новгороде староста Кузьма Минин начал собирать Второе ополчение. Первым делом он собирал деньги для найма военных специалистов, призвав народ к пожертвованию. В город начали стекаться ратные люди, в том числе и наемники. Возглавить войско призвали князя Дмитрия Пожарского и было принято решение идти на Москву. По пути они разбили польско-литовскую армию и осадили столицу, но вот взять её по-прежнему было затруднительно.
С другой стороны, поляки сами были в отчаянии - помощи было ждать неоткуда, а припасы подходили к концу. 1 ноября 1612 (22 октября по старому стилю) пал Китай-город, а спустя 4 дня интервенты добровольно сдали Кремль и Москва была освобождена.
Моё уважение, если Вы дочитали до этого места :-)
Так почему мы отмечаем 4 ноября, если Китай-город взяли 1 ноября, Москву освободили 5 ноября, и только 6 числа Минин и Пожарский торжественно вошли в Кремль?
Есть такой религиозный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона считается чудотворной, она и сопровождала войска Второго ополчения. Дмитрий Пожарский принёс обет - в случае победы возвести в Москве церковь в честь Божией Матери и внести туда икону. Спустя 11 лет царь Михаил Романов распорядился о постройки церкви и в 1636 году 1 ноября (22 октября по старому стилю) икону внесли. В 1648 у царя родился первенец, это случилось 1 ноября (22 октября по старому стилю). Михаил Романов увидел в таком совпадении знак свыше. Так у иконы появился второй праздник в честь избавления Москвы от поляков. Он отмечается 4 ноября.
Но почему 4-го, если все вышеперечисленное случилось 1 ноября? Дело в том, что РПЦ живет по Юлианскому календарю, но при этом она неверно высчитывает в нём даты, прибавляя к ним 13 дней - ровно столько, сколько было нужно на момент его отмены в 1918 (20й век). К датам 17 века нужно прибавлять только 10 дней. Вот поэтому 1 ноября и сдвинулось на 4-ое. В правительстве идею подхватили и сделали из религиозного праздника государственный (религиозный праздник тоже остался).
А теперь представьте себе, как неловко Вы будете себя чувствовать, когда самые внимательные начнут задавать Вам вопросы о путанице в датах. С одной стороны всё это кажется незначительным ляпом - а всё потому что это события далекого 17 века, кто будет спорить из-за пары дней? А с другой...
Неужели в истории страны не нашлось более подходящего повода для праздника?..